Феномен клипового мышления: происхождение, плюсы и минусы

Термин «клиповое мышление» вводит в заблуждение. Если прилагательное стоит до существительного, то оно последнее и определяет. На самом деле непосредственно мышление свою природу может изменить только в силу наличия какой-то психической патологии. Если наблюдается его разорванность, то это говорит об общем когнитивном дефекте, который присущ ряду психозов. Феномен клипового мышления связан со стремлением вполне здоровых людей воспринимать информацию небольшими порциями. Более правильно называть это когнитивным стилем.

Когда появился термин клиповое мышление?

Элвин Тоффлер - философ, футуролог и социологТермин ввёл в обиход Элвин Тоффлер, американский философ, футуролог и социолог. Во многом это связано с его стремлением обосновать теорию возникновения постиндустриального общества. В ходе своего развития и распространения идея породила достаточно много мифов. Люди стали считать, что это особенность представителей современного общества. На самом деле она существовала всегда. В тех же Соединённых Штатах ещё в 19-ом столетии возник стандарт журналистики, который получил название «перевёрнутая пирамида». Он подразумевает подачу информации так, чтобы всё стало ясно ещё при при прочтении заголовка и подзаголовка. Не понявшие суть и желающие понять читают лид — несколько строк, которые поясняют основные моменты. А уже остальные читают всю статью. Чтение можно прервать в любой момент. В этот же момент возникает иллюзия того, что всё ясно, хотя на самом деле — это очень сомнительно.

Как проявляется клиповое мышление.

Больше всех эксплуатировали такую когнитивную особенность пропагандисты. Вместо развёрнутых исследований — краткие курсы, цитатники, плакаты и лозунги. Это было всегда, но в наши дни стало связанным с появлением Интернета, гаджетов, внедрением новых способов подачи рекламных материалов.

Феномен клипового мышления

Хотя на самом деле большую лепту внесло телевидение, а не Интернет. Мечта владельцев каналов — это приравнивание всего общего информационного ряда и рекламного. Пять минут — музыкальный клип, пять минут — рекламная пауза. Таким образом они дробят фильмы, новостные блоки, даже спортивные репортажи.

У самого стремления получать информацию в виде небольших фрагментов нет ничего плохого или хорошего. Невозможно ответить на вопрос о том, как проявляется клиповое мышление. Это просто особенность людей. Негативные факторы возникают из-за того, как это пытаются искусственно использовать. Порождаются стойкие убеждения:

  • современные люди ничего не читают;
  • в текстах должно быть максимальное количество подзаголовков и списков;
  • видеоряд новостного блока не должен превышать трёх минут.

Всё это создаёт хаотичность нарезанной подачи информации. Смесь информационных блоков, которая так пестрит с любых носителей информации, что зрители или читатели теряют способность что-то понимать. Это порождается ещё одну иллюзию. Её сформулировал Фёдор Иванович Гиренок, советский и российский философ. Он назвал этот же феномен «мышление, реагирующее только на удар». Конечно, если загипнотизировать зрителей, притупить их когнитивные способности постоянными скачками информационного ряда, то потом нужны и «удары», иначе зрители и читатели ничего не заметят. Поэтому, кстати, не смотря на запрет, многие каналы дают рекламу с повышенным уровнем громкости.

Это заблуждение так останется всеобщим, потому что оно уже попало на поток. Однако можно найти множество способов защиты личного информационного пространства. Они будут связаны с использованием отрицательной частицы «не», но ничего иного не остаётся. Не смотреть, не слушать, не читать всё то, что выполнено в зомбирующем формате.

Радует то, что фабрикация уже пришла к своему пределу, и начался даже некоторый откат. Большая часть каналов возвращается к старым и добрым форматам. Точно так же и уважающие себя интернет-издания не стремятся превращать страницы своих сайтов в пёстрый салат картинок, списков, подзаголовков в комплексе с рекламными блоками. Читать такие тексты было бы просто невозможно. К счастью, никакой смысловой ценности они обычно и не представляют. Как видим, речь идёт не столько о клиповом мышлении, сколько о клиповом способе донести что-то до людей.

Если читатель или зритель видит набор картинок, кусков текста, слышит неестественные голоса и странные звуковые эффекты, то должен понимать, что если он продолжает воспринимать поданную таким образом информацию, то только на свой страх и риск.

Клиповое мышление — это феномен философии. Он не имеет ничего общего с психологией в отрыве от философии и смежных направлений, таких как социология, антропология и подобных. Выделить какие-то его собственные положительные или отрицательные стороны невозможно. Однако, сам стандарт навязывает людям определённые поведенческие черты и манеру восприятия. В первую очередь из-за того, что создаёт условия для того, чтобы не думать самостоятельно. Это хорошо видно на примере структуры многих статей. К примеру, многим людям обязательно нужно увидеть подзаголовок в стиле «плюсы и минусы». Без него тема им кажется не раскрытой. Это говорит о том, что определённый примитивизм активное распространение фрагментарности в трансляции информации всё же приносит. Изначальная склонность человека ухватывать куски информации увеличивается, если подавать ему информацию только кусками.

Минусы клипового мышления.

Предположим, что кто-то перечислит вот такие негативные стороны:

Всё это выдаётся за следствие некоего особого мышления, хотя на деле является результатом недостаточного индивидуального развития, которое на какой-то стиль когнитивности списывать не стоит. Сам стиль — это следствие недостаточной работы над собой, а не наоборот.

Плюсы клипового мышления.

Среди плюсов называют способность решать несколько задач сразу. Правда, не уточняется — с каким качеством будут решены все эти задачи. Говорят ещё и о том, что такое мышление защищает мозг от перегрузки. Вполне возможно, что это так, но это не говорит о том, что нетренированное сознание оказывается в меньшей зоне риска. Так, количество психических расстройств выше в социальной среде с низким уровнем интеллектуального развития.

Стоит ли бороться с этим феноменом?

Бороться с этим феноменом — занятие неблагодарное. Вместо этого нужно улучшать уровень своего интеллекта. Ну а всех носителей одномерных, одиозных или примитивных идей, сторонников действий строго по инструкции, не думать, поступать самым простым образом, любых разносчиков примитивизма, нужно не осуждать, но игнорировать.

Один ответ в “Феномен клипового мышления: происхождение, плюсы и минусы”

  1. Это и есть современное общество. Сегодня и книг люди меньше читают, да и библиотеки пустуют. Всё из-за изменённого ритма жизни связанного с развитием современных технологий. Плохо это или нет — не знаю, но это факт. Люди меняются, и их образ мышления тоже. Скоро подоспеет новое поколение, которое и книг в руках никогда не держало (образно говоря), а многие из них станут лидерами государств или просто руководителями, и будут управлять огромными массами. Звучит не очень радужно, но это скорее всего нормально.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *