Движение Нью Эйдж

Движение Нью Эйдж, достигшее общественной известности на Западе в 1970-х и 1980-х годах, представляет собой движение за возрождение духовности, эзотерической традиции и пересмотра устоявшихся взглядов.

00907139 550x411 Движение Нью-эйдж

Татьяна Гинзбург «Движение Нью Эйдж»

Название движения происходит от его внимания к наступлению Нового Века, Эры Водолея, которая начнет зарождаться в человечестве с наступлением XXI века.

Движение Нью Эйдж является исключением среди религиозных движений, поскольку оно не представлено конкретной религиозной организацией, учреждением, сектой и т.п. Хотя существует немало организаций, которые можно отнести к Нью Эйджу.

История движения Нью Эйдж

Начало движения относится к началу 1970-х годов.

Христианство с его «донаучной» космологией с некоторых пор перестало быть достаточно мыслящей частью западного общества. К 1960-м годам она утратила способность продолжать обеспечивать западную цивилизацию жизнеспособной моделью, которую она выполняла на протяжении веков. Развитие науки позволило объяснить происхождение жизни, не прибегая к образу Бога. Инертность и консерватизм христианства оттолкнули от церкви многих прогрессивно мыслящих людей.

С другой стороны, беспристрастная наука светского гуманизма, пришедшая на смену христианству десятилетия назад, также была неудовлетворительна и неприемлема для общества в его отчаянном поиске духовных перемен в жизни, которых наука обеспечить не могла. Экзистенциализм, атеизм, нигилизм и светский гуманизм (натурализм) не могли ответить на вопросы о смысле жизни так, чтобы удовлетворить глубочайшую потребность человека в духовных ценностях.

Если человек состоит только из материи, зачем жить? В чем смысл существования, если человек умирает полностью вместе с телом? – подобные вопросы заставили задуматься людей. И натурализм не дал им ответа.

На Западе сформировался духовный кризис, создавший условия для возникновения совершенно нового подхода, нового духовного бренда.

И тогда взгляды общества обратились на восток.

восточная философия, представленная главным образом индуизмом, уже была представлена ​​Западу в предыдущем столетии. Общество ВЕДАНТА одним из первых обосновалось в США уже в 1890-х годах. Появлению Свами Вивекананды предшествовали другие влиятельные восточные движения. Трансцендентализм, Теософское общество во главе с Блаватской, Спиритуализм открыли новое направление мысли в христианском западном мире — они вспахали поле, на котором в 70-х годах поднялось и взорвалось Нью Эйдж.

И благодаря этому:

К 1971 году многие восточные учителя открыли ашрамы и центры в Соединенных Штатах, и их книги, представляющие различные аспекты отношений Нью Эйдж, были опубликованы. Появился журнал East-West Journal, первый национальный журнал, посвященный движению Нью Эйдж, созданный Бостонским макробиотическим обществом. И появилась первая популярная книга, отражающая идеи Нью Эйдж: «Быть ​​здесь и сейчас» (1971) – Рам Дасс (Ричард Альперт).

Основные убеждения (принципы)

Что такое движение Нью Эйдж?

Как мы уже отмечали, она не состоит из какой-то одной группы, а скорее, как следует из названия, представляет собой социальную силу. Дать определение движению Нью Эйдж – непростая задача. Как социальная сила, она не идентифицируется каким-либо конкретным вероучением или одной авторитетной книгой. Напротив, существует множество книг «Нового века», которые дают авторитетные объяснения.

Самый правильный способ определить Нью-Эйдж — это рассматривать его как сеть организаций или, используя фразу двух сторонников Нью-Эйдж: Джессики Липнак и Джеффри Стэмпса, как метасеть организаций, которые автономны, но связаны между собой.

«Сети состоят из уверенных в себе и автономных участников — людей и организаций, которые функционируют как независимые целые и взаимозависимые части».

Нас интересует вопрос: каковы основные факторы, объединяющие эти организации под брендом New Age?

Путем многих лет размышлений над этим вопросом удалось выделить семь основных составляющих Нового Века:

1. Монизм

Сторонники движения «Новый Эйдж» верят, что разнообразие в космосе происходит из одного первоисточника. Все многообразие проистекает из одной божественной энергии. В «Поворотном моменте» (1982) писатель и физик движения «Новый век» Фритьоф Капра пытается указать, что основная болезнь человечества — это его неспособность распознать основное единство всей реальности. Монизм естественным образом ведет к пантеизму.

2. Пантеизм

Для сторонников Нью Эйдж «Бог» — это высший принцип, отождествляемый со Вселенной. Бог есть всё и ВСЕ есть БОГ. Единственный правильный поиск человечества – это заново открыть и принять божественность, которая находится внутри каждого человека. Отделение от Бога — это отделение от сознательного и психологического признания божественности во всей природе. К чему ведет Капра, так это к идее, что вся человеческая история — это движение к признанию божественного. Поэтому каждый человек должен выбрать САДХАНУ или путь, по которому он или она претерпит трансформацию, которая в конечном итоге приведет к такому открытию Бога внутри. Однако для многих эта садхана может потребовать не одну жизнь. Поэтому сторонники Нью Эйдж верят в такие концепции, как:

3. Реинкарнация и карма

концепции, полностью взятые из индуизма. По сути, все сторонники Нью-Эйдж принимают идею о том, что хорошая и плохая карма приводит либо к наказанию, либо к заслугам, когда люди бросаются в колесо перерождения. Вера в реинкарнацию дает альтернативное объяснение проблемы зла по отношению к христианской концепции ада и постоянного осуждения грешников.

4. Универсальная религия

Поскольку открытие внутренней божественности является конечной целью сторонников Нью-Эйдж, а монизм является основной теологической системой верований, на которой основано Нью-Эйдж, существует только одна религия. Все различные религии в мире — это просто альтернативные пути к одной и той же цели. Нью Эйдж верит, что он способен выйти за ограниченные границы конкретных мировых религий. Это происходит потому, что многие религии основаны на общепринятых истинах, которые выражают веру, и поэтому ограничены языком и знаниями. Гордон Мелтон (один из теоретиков Нью-Эйдж) показывает, что Истина (верность жизни, выраженная истинной религией) «непознаваема для сторонников Нью-Эйдж, невыразима простым языком. Это опыт, и его можно лишь частично выразить словами есть множество способов достижения истины, различающихся скорее по эффективности, чем по правильности».

Однако это не означает, что Нью Эйдж не открыт для формулирования своих основных принципов (систем верований). Конечно, каждый может считать свою собственную систему убеждений «лучшим путем». Но то, что является «наилучшим путем» для одного, может оказаться препятствием для другого. Поскольку к вершине горы ведет множество путей (некоторые трудные, некоторые более легкие), каждый путь в конце пути ведет к одному и тому же результату — достижению вершины. Универсальная религия — это гора со множеством путей или садхан. Никакой путь не является единственно правильным путем.

5. Личностная трансформация

Независимо от того, какой путь выбирает человек, на горизонте появляется несколько приоритетов. Первое – это личностная трансформация. Это включает в себя личный мистический или психический опыт, который обычно приводит к сдвигу от старой парадигмы к новой. Этот первый шаг в процессе трансформации — принятие мировоззрения монизма. Но оно приходит не через признание конвенциональных истин знакомых формулировок, а через мистический опыт.

Сформировалось несколько более или менее самостоятельных подходов к этому процессу трансформации, происходящему внутри человека. Это целостное движение за здоровье, движение за осведомленность и движение за развитие человека.

Движение за целостное здоровье:

Трансформация ведет к исцелению. Однако представители движения «Нью Эйдж» не являются последователями медицины. Традиционная медицина считается противоестественной. Это движение использует новые модели лечения. Основная предпосылка целостного здоровья заключается в том, что люди заслуживают того, чтобы к ним относились как к реальным личностям, а не как к физическим телам со всеми видами заболеваний. Элизабет Кимблер-Росс, пионер хосписа, является выдающимся примером лечения, направленного на уважение автономии людей с неизлечимыми заболеваниями.

Наряду с этим всеобъемлющим принципом, соответствующим философии Нью Эйдж, существует идея о том, что люди и все живые существа являются частью естественного порядка. Поэтому естественное исцеление использует такие практики, как акупунктура, устройства биологической обратной связи, хиропрактика (мануальная терапия), физические упражнения, техники массажа, диета (многие поклонники Нью-Эйдж являются вегетарианцами), натуральные травяные препараты и многие другие виды терапии. Чего люди нью-эйдж избегают, так это искусственных таблеток и хирургического вмешательства. Естественное исцеление позволяет включить универсальную жизненную энергию в процесс исцеления. Информация предоставлена ​​по данным журнала Journal of Holistic Health and Medicine).

Восточное философско-духовное движение также оказало влияние на целостное здоровье благодаря признанию объединяющей невидимой магической силы внутри и вокруг человеческого тела, называемой «Ци» по-китайски, «Ки» по-японски, Прана в йоге и другими именами в разных мирах. ‘культуры. В отличие от слова «дух» на Западе, слово ци для этой энергетической силы на Востоке обычно имеет практический смысл, напрямую влияющий на здоровье.

Движение сознания:

Грубо говоря, организованного «движения сознания» не существует. В движение сознания входят те, кто пропагандирует измененные состояния сознания.

Эта первая предпосылка состоит в том, что опыт духовного сознания вне общепринятых норм позволит человеку преодолеть разрыв между материей и сознанием, которые в действительности едины (монизм). Основными пропагандистами этой идеи были Теренс МакКенна, Джон Лили, Тимоти Лири и Ричард Альперт, также известный как Баба Рам Дасс. Использование галлюциногенных грибов, ЛСД, холотропного дыхания и других дыхательных техник позволяет достичь измененных состояний сознания и трансформировать свое сознание.

Движение за развитие человеческого потенциала:

Третий важный аспект процесса «трансформации» — это так называемое движение за развитие человеческого потенциала. Вполне возможно, что это движение в большей степени, чем другие движущие факторы, повлияло на распространение Нью Эйдж в западной культуре. Дуглас Грутюис отмечает: «От низшего уровня популярной психологии («Я в порядке, ты в порядке») и до бесчисленных групп встреч, которые начались с Карла Роджерса, движение подчеркивало человеческий потенциал и хорошие человеческие качества».

Организации и семинары, которые квалифицируются как часть Движения за человеческий потенциал: Эсален, ФОРУМ, Life Spring, Арика, Summit Workshop, Саентология, Движение Духовного Внутреннего Осознания и многие другие. Предприятия и компании по всему Западу активно участвуют в технологиях для человеческого развития. Рабочее место — идеальное место, где можно воспользоваться преимуществами повышения производительности, возникающего в результате инвестиций в обучение и семинары. Крупнейшие компании, в том числе RCA, IBM, Boeing, Ford, General Dynamics, финансируют обучение персонала, призванное реализовать большую эффективность и потенциал. Однако психологические техники, используемые в этих тренингах, пришли из Нью-Эйдж или гуманистической ориентации.

6. Планетарное видение

В то же время, за пределами личной трансформации лежит глобальная цель Нового Века – планетарная трансформация. Поскольку природа рассматривается как аспект Единого, земля рассматривается как самая важная сущность, поддерживающая жизнь. Гипотеза Геи состоит в том, что Земля сохраняет жизнь внутри себя и производит ее из себя, как целостный живой организм.

В результате предпочтение Нью Эйдж представляет собой политическую платформу, в которой доминируют экологические проблемы. Загрязнение отходами, ядерной радиацией, автомобильными выхлопами, кислотными дождями, химическими удобрениями является серьезной проблемой для тех, кто разделяет основные идеалы Нью Эйдж и сдвиг парадигмы в сторону планетарной трансформации. Зеленое движение (Грипис), Глобальная сеть экопоселений, Фонд Гайя — это организации, которые активно инвестируют в решение подобных проблем.

7. Эсхатология Нью Эйдж / Эсхатология Нью Эйдж

Эсхатология (греч. Eschatos — окончательный + Логос — учение) — религиозное учение о конечных судьбах мира и человека.
Отдельный:
— индивидуальная эсхатология – учение о загробной жизни отдельной человеческой души; И
— эсхатология мира — учение о назначении космоса и истории, их конце и том, что за ними последует.

Некоторые предшественники Нового Века, такие как Теософия, Алиса Бейли и другие, предсказывали мирового лидера или великого АВАТАРА, который положит начало возникновению Нового Века. В начале 1980-х годов защитник движения «Новый век» Бенджамин Крем привлек внимание средств массовой информации, предсказав пришествие Христа в лице Господа Майтрейи. Когда Майтрейя не появился, популярность Cream быстро угасла. Однако видение прихода мирового лидера остается надеждой Нового Века, посвященного религиозно-политическому порядку. Те, кто отказался от этого идеала, переключили свое внимание с личного аватара на олицетворение космоса как такового. В августе 1987 года тысячи людей Нью Эйдж собрались на широко обсуждаемую тему Гармонической Конвергенции. Это должен был быть момент, когда начнется настоящий Нью Эйдж (Новый век). Это было время, когда идеи Нью Эйдж стали чрезвычайно популярны в средствах массовой информации. Автобиография Ширли Маклейн «Из конечности» стала бестселлером. ABC запустила пятичасовую программу, посвященную вновь обретенной духовности Маклейна. Ее книга привлекла тысячи верующих. Несмотря на весь этот успех, сам Маклейн, похоже, разочаровался в своей роли популярного лидера движения «Новый век». В нескольких интервью популярным журналам она выражала сожаление по поводу того, что ее интерес к Нью-Эйдж принес ей статус гуру. Она отказалась от роли и очень хотела вернуться к своей прежней роли актрисы. Однако ее книгу до сих пор читают бесчисленные поклонники.

Личности (люди)

Маклейн — не единственный пример известного деятеля Нью-Эйдж. Ее считали популяризатором движения Нью Эйдж. Но стоит внимательно различать популяризаторов и интеллектуалов.

Большое количество писателей и мыслителей являются создателями идей Нью Эйдж в философии, религии, физике, оккультизме, психологии, мифологии, целостном здравоохранении, образовании, политике, экономике, социологии и т д. В этом широком спектре появляются имена: Алиса Бейли, Ян Барбур, Анн Безант, Елена Блаватская, Ришар Буке, Джозеф Кэмпбелл, Карлос Кастанеда, Пьер Тейяр де Шарден, Баба Рам Дасс, Барбара Маркс Хаббард, Элдос Хаксли, Карл Юнг, Кен Кейс, Томас Кун, Джон Лили, Джессика Липнак, Абрахам Маслоу, Успенский, Рамту, Карл Роджерс, Теодор Розак, Марк Сатин, Дэвид Спенглер, Рудольф Штайнер, Джеффри Стэмпс, Кен Уилбер, Парамаханса Йогананда, Махариши Махарш Йоги и многие другие.

Среди активистов российского движения «Новый век» хотелось бы отметить: Б. Золотова, И. Калинаускаса, В. Степанова, П. Мамкина, Г. Широкова, В. Антонова, А. Сидерского, С. Всехсвятского, С. Стрекалов, П.Бурлан, В.Майкова.

Поскольку целью Нового времени является манифестация целостности реальности, неудивительно, что весь спектр знаний переопределяется и реструктурируется в контексте глобальной смены парадигмы. Вместо того чтобы рассматривать знание как разнообразное и многовариантное, движение Нью Эйдж стремится свести все области знания в одну монистическую картину мира, полностью единую и интегрированную. В этом направлении есть значительные работы, такие как «Дао физики» Фритьофа Капры (1975), «Поворотный момент: наука, общество и растущая культура» (1982), а также «Спектр сознания» Кена Уилбера (1977) и «Око духа». (1983).

Наряду с философами и теоретиками Нью Эйдж существует также множество популяризаторов. Ширли Маклейн не единственная среди них. Имена знаменитостей появляются в различных произведениях искусства и поп-арта. Это такие имена, как Джон Денвер, Тина Тернер, Уилли Нельсон, Стивен Спилберг, Джордж Лукас.. и многие другие.

В России к популяризаторам Нового времени легко можно отнести, пожалуй, А. Свияша, Норбекова, Николая Козлова, Игоря Вагина, чьи книги с 88 советами о жизни издаются и распространяются миллионными тиражами.

Общество Нью Эйдж

Известные общества Нью Эйдж:
Коммуны, ашрамы и экопоселения по всему миру, например: Финдхорн (Шотландия), Даманур (Италия), Ферма (США), Белый Лотос (Австрия), Ауровиль (Индия), Кристал Уотерс (Австралия)

Школы и центры личностного роста и духовного развития: Институт Мира, Урантия, Фонд Ламы (Нью-Мексико), Форум, Центры Мировых Отношений, Lifespring и подобные обучающие компании, танцы народов мира, многие восточные группы по всему миру (Центры Ошо, Дом Дхаммы, Общество Веданты, Бахаи, Мехер Баба, Ананда Марга, Центр Шри Чинмоя, Общество Кришны….).

Перспективы

По мнению автора статьи, который уже более десяти лет активно участвует в деятельности многих нью-эйдж-групп и сетей по всему миру, наиболее продвинутыми в нью-эйдж-сообществе на данный момент являются:

1. Трансперсональная психология и, следовательно, ассоциации трансперсональной психологии в Европе, Америке, России и так далее, а также другие учреждения и организации, продвигающие трансперсональную психологию.

2. Глобальная сеть экопоселений, которая объединяет множество сообществ, ашрамов, экопоселений по всему миру и помогает развивать эти сообщества.

3. Всевозможная литература, отражающая широкий взгляд мирового духовного сообщества.

 

Оцените статью
Добавить комментарий