Что такое пассивная агрессия?

Каждый человек неоднократно сталкивается в своей жизни с проявлением пассивной агрессии. В отличие от активной, пассивная агрессия не выплёскивается бурно на собеседника и с первого взгляда неприметна. Однако её действие на окружающих не менее отрицательно. Чтобы защитить себя от подобных проявлений, нужно различать признаки такого поведения и уметь их купировать.

Происхождение пассивной агрессии.

Пассивный агрессор в детстве

Как и многое в личности человека, пассивная агрессия происходит из детства. Это не что иное, как подавление сильных эмоций. Навязанные нормы поведения, авторитарность родителей заставляют ребёнка прятать гнев, протест и другие чувства под маской воспитанности и благопристойности. Постепенно это превращается в неспособность открыто выражать свои чувства. Особенно часто подобные стереотипы сковывают женщин и детей, но эмоции в любом случае находят выход, порой в скрытой форме. Так и возникает пассивная агрессия.

Поведение пассивного агрессора.

Люди, склонные к пассивной агрессии, отличаются от других постоянными и конкретными признаками. В любой ситуации они считают себя несправедливо обиженными, непонятыми, словом, жертвами. Они постоянно жалуются буквально на всё. Никогда не признают свою вину, перекладывая её на других. Такой человек в споре припоминает все старые обиды, оскорбляет собеседника, переходя на личность.

Работать с пассивным агрессором в коллективе весьма сложно. Любое задание, замечание вызывает у него скрытое противостояние, вплоть до саботажа. Для него очень характерно поведение, называемое в психологии прокрастинацией – бесконечное откладывание «на потом» выполнения поставленной задачи. Пассивный агрессор возьмёт на себя любые обязательства, лишь бы прекратить неприятный для него разговор и, конечно, их не выполнит. В результате приобретает репутацию ненадёжного человека, но это его не трогает.

Начальник со склонностью к пассивной агрессии будет интриговать, проявлять недоверие к сотрудникам, создавать в коллективе нервозную обстановку. Он не способен к конструктивному диалогу и самоутверждается за счёт других.

Общение с пассивным агрессором.

Защита от пассивного агрессора

Как было сказано, подобное поведение пагубно сказывается как на самом человеке, так и на окружающих. Но, поскольку таких людей достаточно много, необходимо осознанно общаться с ними. Помочь в этом могут следующие рекомендации:

  • не стремиться перевоспитать, принимать человека таким, как он есть;
  • не провоцировать, предлагать различные варианты решения проблемы, давая возможность выбора;
  • общаться спокойно, постепенно подводя к другой модели поведения;
  • поскольку человек избегает ответственности, не создавать ситуации, в которых успех будет зависеть только от него;
  • определить границы ответственности, в случае скрытого саботажа не переделывать после него.

Поведение пассивного агрессора обычно не выходит за рамки приемлемого. Поэтому при общении с ним следует быть корректным и спокойным, объяснить, что результат его работы очень важен, но в данном случае не устраивает. Проявление уважения успокаивает человека и на какое-то время чувство недооценённости исчезает.

Руководителю коллектива необходимо понять, что результат работы учреждения или организации будет более продуктивным, если он будет поощрять инициативу сотрудников, поддерживать их, проявлять внимание к их проблемам.

У каждого человека бывают случаи, когда он что-то делает нехотя, чувствует внутренний протест или подавляет злобу и гнев. Нужен строгий самоконтроль, разумный самоанализ, чтобы пассивная агрессия не стала чертой личности.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *