Краткая история психологии

Слышали ли вы о Зигмунде Фрейде? Конечно, да. Некоторые даже смогут показать цитату известного психоаналитика. Но не только Фрейд живет в психологической науке! Она развивалась на протяжении многих столетий и богата людьми, размышлявшими и делавшими выводы о природе души, разума и психики.

Краткая история психологии: от древности до наших дней

Мы приглашаем вас расширить свой кругозор и познакомиться с идеями выдающихся мыслителей, а также узнать, как психология из умозрительной дисциплины превратилась в настоящую науку.

Психология в Античном мире

История психологии начинается с Древнего Египта. Именно там около 1550 г до н э был создан Папирус Эберса — собрание медицинских текстов, одно из древнейших произведений, содержащих медицинские знания. Он впервые упоминает такие психические расстройства, как деменция и депрессия.

Но самым ранним психологическим опытом является эксперимент фараона Псамметиха I, описанный древнегреческим историком Геродотом в книге «История». Чтобы выяснить, какая раса самая древняя — египтяне или фригийцы, фараон сделал следующее: отдал пастуху двух новорожденных детей и приказал вырастить их в глухой хижине. Главным условием эксперимента была полная тишина, т е пастуху запрещалось разговаривать в присутствии младенцев. Таким способом Псамметих I хотел узнать, на каком языке будет произнесено самое первое слово детьми, и в соответствии с этим сделать вывод о древнейшей расе.

Через 2 года из детских уст сошло долгожданное «бекос». Оказалось, что это фригийское слово, обозначающее «хлеб». Поэтому египтяне решили, что фригийцы — более древняя раса, чем они сами [Waterfield R., Dewald C., 1998].

Если рассматривать психологию как дисциплину, изучающую сознание, то философы Древней Греции, конечно, первыми внесли свой вклад в ее развитие. Для них понимание устройства души и разума было важной частью интеллектуальных исследований. Теории древних греков были тесно связаны с этическими, физическими и метафизическими концепциями. Посмотрим, как развивались их мысли.

Фалес и Анаксимен

Фалес и Анаксимен — греческие мыслители, которые больше интересовались космогонией и космологией, чем изучением человека. Фалес Милетский считал, что весь мир имеет душу. Он считал его источником жизни и движения.

Соотечественник Фалеса Анаксимен конкретизировал эту концепцию, проведя аналогию между душой человека и материей, которая, по его мнению, окружала космос. И то, и другое он отождествлял с воздухом или дыханием. Такое сравнение означало, что душа человека выполняет жизненно важную функцию.

Идея о единой природе космического пространства и человеческой души принадлежит к кругу идей, породивших веру в душу как элемент Бога в человеке.

Гераклит

Гераклит Эфесский был философом, разработавшим перечисленные выше концепции. В отличие от Анаксимена, он считал, что основным материалом души является огонь. Под огнем он, скорее всего, понимал нечто похожее на энергию, а не огонь как материальный элемент.

Гераклит считал, что эмоции являются первым источником информации
о мире, но они могут ввести в заблуждение, если их неправильно истолковать. Если душа правильно интерпретирует эмоции, человек способен познать Логос – принцип организации всего в мире или истину.

Здесь можно проследить ряд принципиально новых для того времени идей. Во-первых, психика (душа) стала восприниматься как получатель чувственных впечатлений. Во-вторых, интерпретируя их, человек мог понять принцип устройства мира, который не пригоден для строго эмпирического исследования. В-третьих, психика и Логос стали тождественными понятиями. Таким образом, Гераклит хотел сказать, что душа (психика) имеет глубины, которые невозможно постичь [Зеленый кр.].

Эмпедокл

Несколько более детальное описание процесса чувственного восприятия и мышления дал философ и врач Эмпедокл. По его мнению, Вселенная представляла собой смесь четырех элементов: огня, воды, земли и воздуха, и управлялась ею две полярные силы: любовь и война.

Модель восприятия, по мнению Эмпедокла, выглядела так: каждый предмет непрерывно испускал мельчайшие частицы, и человек поглощал их через поры чувств. Например, в огненно-водянистые поры глаз попадали огненно-водянистые выделения от посторонних предметов.

Когда мы говорили о мышлении, философ утверждал, что кровь вокруг сердца является средоточием человеческой мысли, а темперамент зависит от того, насколько сбалансированы в нем четыре элемента существования [Кингсли К.С., Парри Р., 2020]. Сегодня подобные выводы кажутся наивными, однако идеи Эмпедокла и других античных философов явились важным этапом в истории становления психологии как науки.

Анаксагор и Демокрит

В отличие от Эмпедокла, Анаксагор считал восприятие результатом взаимодействия противоположностей и полагал, что человек способен распознавать внешнее тепло благодаря холоду внутри себя.

В философской системе Анаксагора доминирующее положение занимало понятие Разума, который представлял собой управляющую силу, создавшую космос из хаоса путем вращения ранее неподвижных масс. По Анаксагору, Разум уникален, изначальен, вечен, автономен, неограничен и самодостаточен, а также является частью человека и выступает руководящей силой души, управляя телом и полностью регулируя его функции.

По мнению философа Демокрита, душа представляла собой сеть шарообразных и подвижных атомов, пронизывающую всю структуру тела. Он также поддержал сформировавшуюся ранее идею о том, что она по своей сути подобна космосу.

Сократ

Как один из величайших мыслителей древности, Сократ видел ценность не в небесных телах, а в огромной вселенной человеческой души, и был первым, кто использовал слово «психика» как средоточие разума и характера. Он определил знание как веру, подкрепленную рациональным объяснением, а также считал, что истина находится внутри каждого человека и не может быть навязана внешней властью.

Используя диалектику как основной метод поиска знаний, Сократ утверждал, что лучший способ познать собственный внутренний мир — это задавать себе вопросы и сознательно размышлять над ответами. Легко видеть, что этот подход является основой современного самоанализа и неотъемлемой частью любой психотерапии.

Платон

Платон был учеником Сократа. Основываясь на философии учителя, он считал, что все знания даются человеку от рождения, и их понимание возможно посредством интроспективного изучения своего внутреннего опыта. Платон был основоположником дуализма в психологии, разделившего человека на два самостоятельных и антагонистических элемента: материальное, несовершенное тело и душу, содержащую чистое знание.

Аристотель

Дуализм Платона был в некоторой степени преодолен его учеником Аристотелем, придерживавшимся идеи нераздельности души и тела.

Он предполагал, что разум есть результат психической деятельности, и отводил большую роль пониманию психических процессов, происходящих внутри личности, в том числе работы органов чувств, посредством которых человек познает окружающее.

Аристотель сделал важный вывод о целях, которым служат наши действия, предвосхитив тем самым идеи, выдвинутые в XX веке выдающимися психологами Альфредом Адлером и Эдвардом Толманом. Древнегреческий философ утверждал, что действия человека не бессмысленны, а всегда преследуют достижение какой-то цели, поэтому понять поведение без привязки к этому намерению непросто.

Аристотель также считал, что каждый человек стремится реализовать свой потенциал. В этой мысли есть нотки самореализации, концепция, которую позже исследовали психиатр Курт Гольдштейн и психолог Абрахам Маслоу.

Как видите, древние философы вносят значительный вклад в наше понимание мира и самих себя. Некоторые их идеи сегодня могут показаться странными, но они легли в основу многих областей знаний, в том числе и психологии.

Если вы все еще заинтересованы и продолжаете читать после того, как узнали об этих идеях, скорее всего, у вас пытливый ум и вы любите развиваться. Потребность в знаниях похвальна! Чтобы облегчить этот процесс, мы приглашаем вас на онлайн-программу «Лучшие методики самообучения». Там вы освоите специальные приемы, которые помогут лучше усваивать все прочитанное, активизировать мышление, учиться продуктивнее и с интересом.

Психология в Средние века

Средневековье часто ассоциируется с охотой на ведьм, суевериями и одержимостью демонами. Во многом это правда, но это не вся правда. Давайте узнаем, как обстояли дела в те времена изучения разума и развития психологической науки.

В Средние века учёные стремились понять взаимоотношения человека и Бога, поэтому богословские взгляды распространились и на психологию. Западноевропейские богословы придерживались идеи, что Бог был творцом, возвышающимся над всем творением, а люди, которые были вершиной его творения, имели душу, которая связывала их с божественным. По христианским представлениям, человек был наделен внутренним духом, отдельным от души и тела, что отражало веру в триединую природу Бога.

Наиболее ярким представителем психологической мысли того времени был Аврелий Августин, который стал первым философом, высказав предположение о наличии у человека «внутреннего Я»: если он един с ним, то он здоров, тогда как внутреннее разделение ведет к развитию недугов.

Огюстен сделал следующие выводы из различных областей психологии:

  1. Младенцы эгоцентричны и социально неинформированы. Страх наказания является препятствием для обучения, поскольку подавляет любопытство.
  2. Память – важнейшая сторона ума и командный пункт психических функций, от ее состояния зависят все навыки и привычки.
  3. Мысли и импульсы, подавляемые во время бодрствования, могут проявляться во сне. При этом христианин не должен испытывать мук совести, так как во сне грешить невозможно.
  4. Все люди переживают внутреннюю борьбу между собственным «Я» и Богом. Этот конфликт приводит к хаосу во внешнем мире.
  5. Любовь – основа счастья, а желание иметь то, чего иметь нельзя, – источник страданий. Необходимо развивать способность безусловной любви, которая меняет характер мышления в лучшую сторону.

Августин также ввел понятие «первородного греха» и считал, что все люди рождаются грешниками. Эта точка зрения влияла на церковь на протяжении нескольких столетий и во многом препятствовала изучению разума вплоть до эпохи Возрождения.

Психология в эпоху Ренессанса

Прогрессивные идеи гуманизма, возникшие в эпоху Возрождения, оказали большое влияние на развитие психологии как науки. Его последователи отвергли веру в божественность как источник человеческого сознания и утверждали, что люди обладают самосознанием и самоопределением. Такая концепция стимулировала интерес ученых к анатомическим и психологическим исследованиям: изобретатель Леонардо да Винчи и другие начали проводить эксперименты, чтобы понять, как рассуждают люди.

В эпоху Возрождения было много исследователей, внесших вклад в развитие современной психологической науки, но ключевыми фигурами были:

Рене Декарт

Французский математик и философ Декарт считал, что тело и разум — это две отдельные сущности, взаимно влияющие друг на друга. Эта концепция стала известна как «картезианский дуализм». Декарт рассматривал тело как физическую структуру, как машину, которую можно изучать и измерять, а разум – это сущность, не принадлежащая материальному миру, но являющаяся источником идей и мыслей.

Философ был одновременно нативистом и рационалистом: он считал, что некоторые человеческие знания являются врожденными, и что истину можно познать посредством опыта и деятельности разума. Ему принадлежит высказывание: «Я мыслю, следовательно, существую».

Томас Гоббс

Томаса Гоббса можно назвать первым социальным психологом, поскольку он считал, что понимание психологии людей необходимо для эффективного управления. Гоббс пришел к выводу, что корысть определяет поведение человека, например, стремление к удовольствию стимулирует движение к желаемому объекту, тогда как страх боли или отвращения приводит к избеганию объекта. Сейчас учение Гоббса известно как психологический гедонизм.

Джон Локк

В отличие от Декарта, философ Локк придерживался мнения, что разум — это чистый лист, лишенный каких-либо идей, а все знания — результат опыта. Он различал только два источника: ощущение и отражение. Ощущая, человек обращает свои чувства к миру и пассивно получает информацию в виде изображений, звуков, запахов и прикосновений. Это приводит к рождению таких идей, как «желтый», «кислый» или «мягкий». Во втором случае, думая, человек обращает свои мысли к себе и снова пассивно получает такие идеи, как «мысль», «вера», «сомнение», «воля».

Джордж Беркли

Отчасти взгляды британского философа Беркли совпадали с идеей Локка о том, что познание есть результат чувственного опыта. Но, развивая свою теорию, Беркли пришел к ошеломляющему выводу: мира физических объектов не существует, это лишь мир идей. Представление о том, что материальные объекты существуют, и при взаимодействии с ними человек испытывает определенные ощущения, — это всего лишь акт веры, игра разума.

Дэвид Юм

Будучи ярым эмпириком, шотландский философ Юм считал, что все знания происходят из чувственного опыта, поэтому идея врожденного знания, как и метафизические понятия, являются всего лишь софизмами. Он подвергал сомнению научные, религиозные и моральные положения, поскольку все они основывались на предположениях, выходящих за рамки опыта, и поэтому могли быть ошибочными. Скептицизм Юма привел его к выводу, что, поскольку личность нельзя наблюдать, это своего рода психологическая химера.

Что ж, скажем «спасибо» эпохе Возрождения, ставшей важной вехой в истории становления психологии, и перейдем к следующему этапу.

Психология как самостоятельная дисциплина

Вильгельм Вундт считается отцом психологии. Он написал первый учебник по этой дисциплине «Основы физиологической психологии», в котором изложил ключевые связи между физиологией, мышлением и поведением, а в 1879 году основал первую в мире лабораторию экспериментальной психологии.

Самым важным исследовательским методом Вундта был самонаблюдение, или самонаблюдение, при котором испытуемые концентрировались на своих собственных психических процессах и сообщали об этом исследователям. Этот подход до сих пор используется в нейробиологии, хотя многие эксперты критикуют интроспекцию за недостаточную объективность.

Лекции Вундта посещали тысячи студентов, сотни получили ученые степени по психологии, а ученик Вундта Эдвард Титченер стал основоположником структурализма.

Структурализм

Структуралисты считали, что лучший способ понять, как работает разум, — это разбить его на основные элементы и изучить каждый из них. Титченер пришел к выводу, что существует три группы психических компонентов, составляющих сознательный опыт:

  1. Чувствовать.
  2. Картинки.
  3. Привязанности (эмоции, чувства).

В качестве единственного метода изучения этих элементов он использовал интроспекцию (интроспекцию), и считал, что те процессы, которые невозможно исследовать с помощью этого метода, не относятся к области психологии. В результате чрезмерное упование структуралистов на сомнительную и строгую методологию завело их в бесплодный тупик. По сути, структурализм умер вместе с Титченером и был заменен альтернативным подходом, известным как функционализм.

Функционализм

В отличие от структуралистов, стремившихся открыть компоненты сознания и понять, как они организованы, функционалистов больше интересовало, как работает разум, какие психические процессы в нем происходят и какую роль сознание играет в поведении человека.

Одним из главных представителей функционализма был выдающийся психолог и философ Уильям Джеймс. Он продвигал идею о том, что разум и самосознание служат практическим целям. Функционалисты смотрели на мышление и поведение с точки зрения того, как они помогают человеку адаптироваться к окружающей среде, успешно функционировать в мире и добиваться успеха. Этот подход к психологии сформировался под влиянием теории эволюции Чарльза Дарвина.

Поскольку функционалисту Джеймсу было нелегко примирить объективную природу психологии с ее ориентацией на сознание, не поддающееся прямому наблюдению, он со временем отошел от научно-экспериментального подхода и погрузился в философские рассуждения. Его произведения были написаны доступным, нетривиальным, порой юмористическим и даже разговорным языком, за что их критиковал Вундт. «Это литература. Это красиво, но это не психология», — сказал он о книге Джеймса «Принципы психологии» [Fancher RE, Rutherford A. Pioneers of Psychology: A History., 2017].

Со временем функционализм утратил свое господство и был заменен другими психологическими теориями.

Появление психоанализа

Как вы, возможно, заметили, ранняя психология была сосредоточена на изучении сознательного разума. Но в конце 1800-х годов австрийский врач Зигмунд Фрейд выдвинул теорию о важности бессознательного, подорвав веру в рациональную природу разума.

По мнению Фрейда, поведение во многом определяется прошлым опытом (в том числе воспоминаниями раннего детства) и внутренними импульсами, о которых человек даже не осознает. Бессознательное формируется в результате подавления — процесса, в ходе которого тревожные переживания и подавленные эмоции покидают сознание и попадают в резервуар, становясь частью бессознательного. Для исследования ее содержания отец психоанализа опирался на гипноз и сновидения, пытаясь расшифровать скрытый в них смысл.

Хотя теория Фрейда в свое время вызвала лавину критики и до сих пор воспринимается со скептицизмом, ее влияние на психологию неоспоримо. Мы не знаем, был ли прав Фрейд, но уверены, что понимать основы психологии просто необходимо. Что нами движет? Почему мы делаем так, а не иначе? Как понять мотивы поведения других людей? Наш бесплатный онлайн-курс «Психология человека» поможет прояснить ситуацию. Читайте и удивляйтесь тому, насколько прекрасна эта наука и насколько глубока человеческая психика.

Кратко об истории отечественной психологии

В нашей стране психология как самостоятельная дисциплина начала развиваться в XIX веке. Среди множества талантливых ученых хотелось бы выделить лишь несколько ключевых фигур:

Лев Семенович Выготский

Выготский считал, что формирование привычек и поведения происходит в результате социокультурного взаимодействия. Он отводил важную роль в процессе обучения человека, считая, что оно помогает ребенку усваивать культурные нормы и социальные навыки, а также контролировать собственное поведение.

Самая известная теория Выготского в психологии — зона ближайшего развития. Он иллюстрирует процесс обучения ребенка и предполагает, что дети учатся решать более сложные задачи с помощью знающих взрослых, познавая новое под их руководством.

Александр Романович Лурия

Лурия утверждал, что психические процессы и сознательная деятельность человека продолжаются благодаря работе трёх отделов мозга:

  • блок управления пробуждением;
  • блок приема, анализа и хранения информации;
  • блок с программированием, регулированием и проверкой активности.

Интересный факт: если проанализировать работу советского учёного, то можно обнаружить сходство его теории с популярной (позже) гипотезой тройственного мозга нейрофизиолога Пола Маклина.

Иван Петрович Павлов

В 1904 году Павлов получил Нобелевскую премию по физиологии и медицине. Он экспериментировал на собаках и известен своим открытием классической обусловленности. Исследователь обнаружил, что условный раздражитель (крик), который у собак был связан с видом корма, сам способен вызвать условный рефлекс (слюноотделение).

Павлов не был психологом, но предположил, что обусловленность может вызывать определенное поведение не только у собак, но и у людей. Он оказался прав. Его открытие оказало значительное влияние на развитие поведенческой школы психологии.

Бихевиоризм

В начале XX века подход исследователей к психологии резко изменился. Они отказались от акцента на сознательном и бессознательном и сосредоточили свое внимание на изучении поведения. Так родился бихевиоризм. Целью сторонников было изучение только полностью объективных и наблюдаемых процессов: никакого самоанализа и обсуждения ментальных концепций.

Одним из самых ярых сторонников бихевиоризма был американский психолог Джон Уотсон, который, следуя чисто научному подходу, пытался изучать поведение, не делая никаких предположений, выходящих за пределы опыта, доступного органам чувств.

Уотсон придерживался мнения, что контекст и среда, в которой находится человек, полностью определяют его поведение. Эту идею позднее развил психолог Беррес Фредерик Скиннер. Он представил концепцию оперантного обусловливания и продемонстрировал на крысах, как наказание и подкрепление влияют на поведение.

Гуманистическая психология

Бихевиоризм и психоанализ сохраняли свое доминирующее положение до второй половины 20 века, когда возникла новая школа мысли, известная как гуманистическая психология. А родилась она благодаря американскому психологу Карлу Роджерсу, который свято верил в силу свободной воли и самоопределения. Гуманисты во главе с Роджерсом утверждали, что:

  • на поведение человека в первую очередь влияет его восприятие окружающего мира;
  • существуют свободная воля и сознательный выбор;
  • потребность в реализации своего потенциала (самореализации) естественна для каждого человека;
  • каждый опыт уникален, поэтому психологи должны осуществлять индивидуальный подход к каждому клиенту.

Важный вклад в развитие гуманистической психологии внес американский психолог Абрахам Маслоу. Он считал, что психоаналитическая теория Фрейда и теория поведения Скиннера слишком зациклены на патологических аспектах поведения. Поэтому Маслоу углубил изучение того, что приносит людям счастье: мотивирует, удовлетворяет потребности и ведет к самореализации.

Результатом его исследований стала теория под названием «Иерархия потребностей», которая предполагала, что поведение человека определяется пятью категориями потребностей. Когда базовые потребности удовлетворены, появляется мотивация к достижению потребностей более высокого уровня.

Монополия поведенческой психологии продолжалась до тех пор, пока в конце 1950-х годов не произошла когнитивная революция.

Когнитивная психология

Основные идеи когнитивной революции заключались в том, что человеческий разум работает как компьютер и может изучаться как самодостаточная логическая система, независимая от социальных, культурных, ситуативных факторов, а также безотносительно к ее физической основе.

11 сентября 1956 года считается датой рождения когнитивной психологии. В этот день видные ученые Джордж Миллер, Ноам Хомский, Аллен Ньюэлл и Герберт Саймон выступили с докладами на симпозиуме по теории информации, проходившем в Массачусетском технологическом институте (Кембридж).

Профессор лингвистики Ноам Хомский утверждал, что ментальная структура языка основана на универсальных, врожденных принципах, которые передаются генетически, и способность к его изучению не может быть объяснена только подкреплением, критикуя тем самым теорию поведения Скиннера.

Изучением языка занимался и американский психолог Джордж Миллер, его книга «Язык и общение» стала отправной точкой в ​​зарождении психолингвистики. Кроме того, Миллер изучил емкость человеческой памяти и предположил, что большинство людей не могут запомнить более 7 ± 2 единиц информации, используя кратковременную память. Миллер также обнаружил, что информация лучше запоминается, когда она разбита на части.

В 1956 году когнитивный психолог Аллен Ньюэлл работал с политологом, экономистом и социологом Гербертом Саймоном над разработкой первой работающей компьютерной программы, имитирующей способность человека решать сложные проблемы. Она могла доказывать теоремы, как талантливый математик.

С тех пор когнитивная психология быстро развивалась. Благодаря инструментам визуализации мозга, таким как функциональная магнитно-резонансная томография и позитронно-эмиссионная томография, исследователи получили возможность изучить его внутреннюю работу. И с помощью генетики современные психологи стремятся понять, как физиология и наследственность влияют на психологическое состояние человека.

Современная когнитивная психология изучает психические процессы, связанные с памятью, интеллектом, языком, вниманием, восприятием, воображением, решением проблем, способностью к обучению. Кстати, подробнее об истории развития педагогической психологии вы можете прочитать в нашей статье. А если вы хотите понять особенности своего мышления, научиться без суеты и стресса решать сложные жизненные задачи, улучшить свои аналитические способности, память и логику, мы приглашаем вас на онлайн-программу «Когнитивная наука».

В древние времена психология представляла собой смесь магии и религии. Ранние, казалось бы, абсурдные попытки понять устройство человеческой души и мотивы человеческого поведения со временем переросли в научную дисциплину. На этом история психологии не заканчивается, она продолжает развиваться, помогая людям ответить на самый главный вопрос: «Кто я?»

Оцените статью
Добавить комментарий