5 уровней лидерства

5 уровней лидерства описал в своей книге Джон Максвелл. Это настоящее руководство о том, как вырасти из посредственного начальника в лидера, который вдохновляет и вызывает восхищение. На каком уровне вы находитесь? Знаете ли вы, как перейти к следующему? Наша статья поможет вам это выяснить.

5 уровней лидерства

Лидер первого уровня. Положение

Первый уровень – это лишь формальное управление в силу положения и полномочий. Талант, опыт, работоспособность – здесь не имеет значения.

Если формальный руководитель не планирует развиваться и переходить на новый уровень, он переносит этот формализм на отношения со своими подразделениями.

У него есть четкое различие между своими сотрудниками и самим собой: я начальник, они мои подчиненные. Менеджер первого уровня не пытается сблизиться со своими сотрудниками (сложно сказать «свой коллектив»). Место личного человеческого общения занимают трудовой кодекс, график работы и другие чисто формальные вещи.

Сотрудники делают то, что должны. Не меньше, но и не больше. В таком коллективе у них вряд ли будет энтузиазм и инициатива. Сотрудники будут относиться к своей деятельности так же формально и бездушно.

Часто менеджеры первого уровня злоупотребляют своей властью: «Я ваш начальник. Делай, как я говорю.» Разумеется, такой человек не вызывает симпатии у сотрудников.

Подытожим характеристики менеджера первого уровня:

  1. Он не ценит людей.
  2. Не готов к переменам, не люблю их.
  3. Подвержены микроменеджменту.
  4. Там, где он работает, постоянная текучка кадров.

Для перехода на следующий уровень ему необходимо:

  1. Скажите «спасибо» тем, кто сделал его лидером.
  2. Начните думать о себе не как о начальнике, а как о лидере – человеке, который будет руководить людьми.
  3. Начни развиваться и становиться лучше день ото дня.
  4. Начните общаться с коллегами не только на рабочие темы.
  5. Научитесь признавать, что он ничего не знает. Это отлично.
  6. Определите роль, которую он играет в компании. Что он, лидер, может для нее сделать?

Лидер второго уровня. Отношения

Менеджер второго уровня воспринимает своих сотрудников не как бездушных роботов, выполняющих план работы, а как людей. Такой же, как он сам, со своими проблемами и слабостями, с индивидуальными особенностями и личными достоинствами.

Лидер второго уровня укрепляет межличностные связи в коллективе, благодаря этому его сотрудники более мотивированы и дружелюбны. Теплая, дружеская и доверительная атмосфера в коллективе приводит к повышению эффективности.

Характеристики менеджера второго уровня:

  1. Доверяйте людям.
  2. Энергичный.
  3. Ценит каждого сотрудника как личность.
  4. Активно общается со всеми сотрудниками.
  5. Стремится создать благоприятную атмосферу в коллективе.

Но есть и минусы: часто такие лидеры садятся им на шею или вообще не воспринимаются всерьез, их считают мягкими. Управление 2-го уровня сложно для интровертов.

Для перехода на следующий уровень вам необходимо:

  1. Начните жить в гармонии с собой.
  2. Хвалите членов вашей команды хотя бы раз в неделю.
  3. Научитесь получать удовольствие от своей работы.
  4. Найдите время для общения с командой.
  5. Научитесь вдохновлять других сотрудников.

Лидер третьего уровня. Продуктивность

Второй уровень – это только начало пути. Хорошей атмосферы недостаточно.

Менеджер третьего уровня всегда вовлечен в рабочий процесс. Он профессионал. Он инициатор. Он тот, кто решает самые сложные проблемы. Он ведет и ведет примером.

Характерные черты менеджеров третьего уровня:

  1. Они продуктивны и вдохновляют других быть продуктивными.
  2. Они не делегируют все проблемы. Они сами знают, как их решить.
  3. Они создают сильные и сплоченные команды.

Но это не предел. Для следующего уровня им необходимо:

  1. Научитесь понимать, в чем силен каждый сотрудник.
  2. Обсудите миссию компании с командой.
  3. Создавайте ситуации успеха.
  4. Анализируйте работу команды, хвалите, стройте планы.
  5. Не забывайте о втором уровне: производительность важна, но люди важнее.

Лидер четвёртого уровня. Развитие

Лидер 4-го уровня меняет жизнь своих сотрудников. На четвертом уровне руководитель участвует не только в работе, но и в развитии своих подразделений. Менеджер четвертого уровня набирает в свою команду новых лидеров.

Черты:

  1. Ориентирован на рост и развитие сотрудников.
  2. Не страдает перфекционизмом.
  3. Не стремится быть единоличным лидером.
  4. Помогать другим работникам стать лидерами.
  5. Процесс ценится больше, чем результат.

Лидер пятого уровня. Вершина

Этот уровень не для всех. Лидеры 5-го уровня превосходят свою должность, компанию или даже отрасль. Здесь лучше всего было бы процитировать самого Максвелла:

«Цель лидера 5-го уровня — не просто выполнить работу или заставить людей следовать за ней, но и вырастить новых лидеров, которые будут вдохновлять и вести людей. Менеджмент на уровне 5 – это не работа, это дело всей жизни».

Советы менеджерам 5 уровня:

  1. Будьте примером.
  2. Создайте круг людей, которые будут поддерживать друг друга и мотивировать на развитие.
  3. Помогите потенциальным лидерам 5-го уровня.
  4. Освободите место наверху для других менеджеров 5-го уровня.

По нашему мнению, каждый менеджер и вообще каждый человек, желающий руководить людьми, должен стремиться к лидерству пятого уровня. Конечно, это требует серьёзного труда и времени, но результат того стоит. А о том, что именно нужно делать, чтобы стать хорошим руководителем, вы узнаете из нашего курса «Лидерство: уроки эффективного лидера».

Желаем вам успехов!

Оцените статью
Добавить комментарий