5 уровней лидерства описал в своей книге Джон Максвелл. Это настоящее руководство о том, как вырасти из посредственного начальника в лидера, который вдохновляет и вызывает восхищение. На каком уровне вы находитесь? Знаете ли вы, как перейти к следующему? Наша статья поможет вам это выяснить.
Лидер первого уровня. Положение
Первый уровень – это лишь формальное управление в силу положения и полномочий. Талант, опыт, работоспособность – здесь не имеет значения.
Если формальный руководитель не планирует развиваться и переходить на новый уровень, он переносит этот формализм на отношения со своими подразделениями.
У него есть четкое различие между своими сотрудниками и самим собой: я начальник, они мои подчиненные. Менеджер первого уровня не пытается сблизиться со своими сотрудниками (сложно сказать «свой коллектив»). Место личного человеческого общения занимают трудовой кодекс, график работы и другие чисто формальные вещи.
Сотрудники делают то, что должны. Не меньше, но и не больше. В таком коллективе у них вряд ли будет энтузиазм и инициатива. Сотрудники будут относиться к своей деятельности так же формально и бездушно.
Часто менеджеры первого уровня злоупотребляют своей властью: «Я ваш начальник. Делай, как я говорю.» Разумеется, такой человек не вызывает симпатии у сотрудников.
Подытожим характеристики менеджера первого уровня:
- Он не ценит людей.
- Не готов к переменам, не люблю их.
- Подвержены микроменеджменту.
- Там, где он работает, постоянная текучка кадров.
Для перехода на следующий уровень ему необходимо:
- Скажите «спасибо» тем, кто сделал его лидером.
- Начните думать о себе не как о начальнике, а как о лидере – человеке, который будет руководить людьми.
- Начни развиваться и становиться лучше день ото дня.
- Начните общаться с коллегами не только на рабочие темы.
- Научитесь признавать, что он ничего не знает. Это отлично.
- Определите роль, которую он играет в компании. Что он, лидер, может для нее сделать?
Лидер второго уровня. Отношения
Менеджер второго уровня воспринимает своих сотрудников не как бездушных роботов, выполняющих план работы, а как людей. Такой же, как он сам, со своими проблемами и слабостями, с индивидуальными особенностями и личными достоинствами.
Лидер второго уровня укрепляет межличностные связи в коллективе, благодаря этому его сотрудники более мотивированы и дружелюбны. Теплая, дружеская и доверительная атмосфера в коллективе приводит к повышению эффективности.
Характеристики менеджера второго уровня:
- Доверяйте людям.
- Энергичный.
- Ценит каждого сотрудника как личность.
- Активно общается со всеми сотрудниками.
- Стремится создать благоприятную атмосферу в коллективе.
Но есть и минусы: часто такие лидеры садятся им на шею или вообще не воспринимаются всерьез, их считают мягкими. Управление 2-го уровня сложно для интровертов.
Для перехода на следующий уровень вам необходимо:
- Начните жить в гармонии с собой.
- Хвалите членов вашей команды хотя бы раз в неделю.
- Научитесь получать удовольствие от своей работы.
- Найдите время для общения с командой.
- Научитесь вдохновлять других сотрудников.
Лидер третьего уровня. Продуктивность
Второй уровень – это только начало пути. Хорошей атмосферы недостаточно.
Менеджер третьего уровня всегда вовлечен в рабочий процесс. Он профессионал. Он инициатор. Он тот, кто решает самые сложные проблемы. Он ведет и ведет примером.
Характерные черты менеджеров третьего уровня:
- Они продуктивны и вдохновляют других быть продуктивными.
- Они не делегируют все проблемы. Они сами знают, как их решить.
- Они создают сильные и сплоченные команды.
Но это не предел. Для следующего уровня им необходимо:
- Научитесь понимать, в чем силен каждый сотрудник.
- Обсудите миссию компании с командой.
- Создавайте ситуации успеха.
- Анализируйте работу команды, хвалите, стройте планы.
- Не забывайте о втором уровне: производительность важна, но люди важнее.
Лидер четвёртого уровня. Развитие
Лидер 4-го уровня меняет жизнь своих сотрудников. На четвертом уровне руководитель участвует не только в работе, но и в развитии своих подразделений. Менеджер четвертого уровня набирает в свою команду новых лидеров.
Черты:
- Ориентирован на рост и развитие сотрудников.
- Не страдает перфекционизмом.
- Не стремится быть единоличным лидером.
- Помогать другим работникам стать лидерами.
- Процесс ценится больше, чем результат.
Лидер пятого уровня. Вершина
Этот уровень не для всех. Лидеры 5-го уровня превосходят свою должность, компанию или даже отрасль. Здесь лучше всего было бы процитировать самого Максвелла:
«Цель лидера 5-го уровня — не просто выполнить работу или заставить людей следовать за ней, но и вырастить новых лидеров, которые будут вдохновлять и вести людей. Менеджмент на уровне 5 – это не работа, это дело всей жизни».
Советы менеджерам 5 уровня:
- Будьте примером.
- Создайте круг людей, которые будут поддерживать друг друга и мотивировать на развитие.
- Помогите потенциальным лидерам 5-го уровня.
- Освободите место наверху для других менеджеров 5-го уровня.
По нашему мнению, каждый менеджер и вообще каждый человек, желающий руководить людьми, должен стремиться к лидерству пятого уровня. Конечно, это требует серьёзного труда и времени, но результат того стоит. А о том, что именно нужно делать, чтобы стать хорошим руководителем, вы узнаете из нашего курса «Лидерство: уроки эффективного лидера».
Желаем вам успехов!