Формирование человеческой личности

Сегодня в психологии существует около пятидесяти теорий личности. Каждый из них по-своему оценивает и интерпретирует то, как происходит формирование личности. Но все они сходятся во мнении, что человек проживает этапы формирования личности так, как никто не жил до него и никто не будет жить после.

Формирование человеческой личности

Почему один человек любим, уважаем, успешен во всех сферах жизни, а другой деградирует и становится несчастным? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо знать факторы формирования личности, повлиявшие на жизнь конкретного человека. Важно, как проходили этапы формирования личности, какие новые функции, качества, характеристики и способности появлялись в течение жизни, чтобы учесть роль семьи в формировании личности.

В психологии существует несколько определений этого понятия. Определение в философском смысле – это ценность, ради которой и благодаря которой развивается общество.

Наиболее распространенные из них: личность – это человек, рассматриваемый как система социально обусловленных психологических характеристик; совокупность свойств человека, которые он приобретает, общаясь и действуя в социокультурной среде.

Принято считать, что слово «личность» происходит от латинского persona (или английского persona), но точнее его переводить как английское self — сам, я сам.

Персона — это маска, которую актер древнегреческого театра носил во время исполнения роли. Но человек – это не просто лицо, маска, которую человек «надевает» в обществе.

Человек проявляется в социальных отношениях и взаимоотношениях. Индивидуальные характеристики устойчивы и определяют действия, имеющие значение для человека и его окружения. Формирование личности – длительный процесс, ее не «навязывают» самому себе, ею становятся.

Формирование человеческой личности

Формирование человеческой личности

Процесс становления личности – это появление у индивида исторически сложившихся человеческих качеств. Какое качество проявится в человеке, зависит от нескольких факторов.

Факторы формирования личности:

  • Обучение в детстве и самообразование во взрослой жизни

Роль семьи в формировании личности невозможно переоценить. Воспитательная функция является основной функцией социального института в семье.

Гармонично развитые личности растут в полноценных и благополучных семьях. Нерешенные проблемы детства становятся факторами, мешающими развитию человека. Ребенок учится быть членом общества, слушая и копируя своих родителей.

Дети копируют стили и поведение, роли, стратегии, привычное мышление и выражение чувств значимых взрослых. Ценности и идеалы, положительные и отрицательные (например, тревожность и подозрительность) черты перенимаются бессознательно от родителей.

В дальнейшем родительские наставления становятся «внутренним голосом», формируются (или не формируются) такие моральные качества, как совесть, честь, нравственность и другие. Став взрослым, человек использует данные родителями знания о социально одобряемом и приемлемом поведении и вырабатывает новые.

  • Генетика

Люди разные, потому что ни у одного человека нет одинакового набора генов. Часть характеристик и компонентов индивидуальности человек получает при рождении с набором генов.

Ребенок испытывает и способен выражать важнейшие эмоции с первых дней жизни, темперамент определяется с рождения. Что касается фактора генетики, то роль семьи в формировании личности не менее важна, чем в воспитании. Некоторые психические расстройства передаются генетически.

Социальное влияние референтных групп (значительное), родственников, друзей, коллег и других людей из близкого окружения.

  • Жизненный опыт

Каждое событие, происходящее с человеком, влияет на его внутренний мир, особенно если это знаковое событие. Индивидуальный опыт может изменить ход и направление жизни. Человек формирует силу воли, характер, развивает способности, обретает или теряет мотивацию под влиянием событий, произошедших в его жизни.

  • Менталитет и культура

На менталитет влияет среда и климат, в котором живут представители той или иной национальности.Менталитет можно охарактеризовать как «характер» народа. Например, в южных странах люди обычно активные, эмоциональные, темпераментные.

Культура, моральные ценности и нравственность, распространенные в обществе, прививаются людям с рождения и управляют процессом формирования личности. В одних культурах люди ведут себя более свободно, естественно и грубо, в других культивируется сдержанность, необходимость строго соблюдать правила поведения.

Личностнообразующие факторы влияют на нее каждый раз, когда человек оказывается в новой социокультурной среде. Формирование личности фактически представляет собой ряд вхождений человека в новую для него социальную общность и результат пребывания в ней. От того, как формируется и проявляется индивидуальность в конкретной среде, зависит успешность прохождения трех стадий развития.

Фазы формирования личности:

  • Приспособление

Формирование личности происходит благодаря усвоению норм и форм деятельности в социальной общности. Индивид стремится и становится в известной мере таким же, как все остальные люди.

  • Индивидуализация

На втором этапе человек, осознающий, что он «как все», ищет, находит и проявляет свои индивидуальные качества, активно стремится к персонализации.

  • Интеграция

Эта фаза определяет не только формирование личности, но и развитие общества, в котором человек действует. Индивид должен добиться успеха в соединении своей индивидуальности с обществом, проявив уникальные отличительные качества, полезные людям. Принося пользу обществу, человек развивается.

Если эти этапы формирования личности не пройдены, происходит растворение, человек не принимается обществом. Либо его вытесняют, либо он сам изолируется от людей. Формирование личности при распаде останавливается и может повернуть вспять. Если человек возвращается на более ранние этапы своего развития, происходит его деградация.

Этапы развития

Активный и деятельный человек способен развиваться. Для каждого возрастного периода один из видов деятельности является ведущим.

Понятие ведущей деятельности разработал советский психолог А. Н. Леонтьев, он же выделил основные этапы формирования личности. Позднее его идеи были развиты Д.Б. Элькониным и другими исследователями.

Ведущим типом деятельности является фактор развития и деятельность, определяющая формирование важнейших психологических новообразований личности на следующем этапе его развития.

«По Д. Б. Эльконину»

Этапы становления личности по Д.Б. Эльконину и ведущий вид деятельности на каждом из них:

  • Младенчество – непосредственное общение со взрослыми.
  • Раннее детство – это деятельность, связанная с манипулированием предметами. Ребенок учится обращаться с простыми предметами.
  • Дошкольный возраст – ролевая игра. Ребенок в игровой форме пробует социальные роли взрослых.
  • Младший школьный возраст – это учебная деятельность.
  • Молодость – близкое общение со сверстниками.

«По Э. Эриксону»

Психологическая периодизация развития индивидуальности была разработана и зарубежными психологами. Наиболее известна периодизация, предложенная Э. Эриксоном. По мнению Эриксона, формирование личности происходит не только в молодости, но и в старости.

Психосоциальные этапы развития – это кризисные этапы формирования личности человека. Формирование личности – это прохождение одной за другой психологических стадий развития. На каждом этапе происходит качественная трансформация внутреннего мира личности. Новообразования каждого из этапов являются следствием развития личности на предыдущем этапе.

Инновации могут иметь как положительные, так и отрицательные характеристики. Их сочетание определяет индивидуальность каждого человека. Эриксон описал две линии развития: нормальную и аномальную, в каждой из которых он выделил и противопоставил психологические новообразования.

Кризисные этапы формирования личности по Э. Эриксону:

  • Первый год жизни человека – кризис доверия

В этот период роль семьи в формировании личности особенно важна. Через мать и отца ребенок узнает, добр к нему мир или нет. В лучшем случае возникает базовое доверие к миру, при неправильном формировании личности формируется недоверие.

  • От одного до трех лет

Независимость и чувство собственного достоинства, если процесс становления личности нормальный, или самооценка и гипертрофированный стыд, если он ненормален.

  • Три-пять лет

Активность или пассивность, инициатива или вина, любопытство или безразличие к миру и людям.

  • От пяти до одиннадцати лет

Ребенок учится ставить и достигать цели, самостоятельно решать жизненные задачи, стремиться к успеху, развивает познавательные и коммуникативные навыки, а также трудолюбие. Если формирование личности в этот период отклоняется от нормальной линии, новообразованиями будут комплекс неполноценности, конформизм, ощущение бессмысленности, тщетности усилий по решению проблем.

  • От двенадцати до восемнадцати лет

Подростки проходят жизненный этап самоопределения. Молодые люди строят планы, выбирают профессию, определяют свое мировоззрение. Если процесс формирования личности нарушен, подросток погружается в свой внутренний мир в ущерб внешнему, но не способен разобраться в себе. Путаница в мыслях и чувствах приводит к снижению активности, неспособности планировать будущее, трудностям с самоопределением. Подросток выбирает путь «как все», становится конформистом, не имеет своего личного мировоззрения.

  • От двадцати до сорока пяти лет

Это ранняя взрослая жизнь. У человека есть желание быть полезным членом общества. Он работает, создает семью, заводит детей и при этом испытывает удовлетворение от жизни. Ранняя зрелость – это период, когда роль семьи в формировании личности вновь выходит на первый план, только семья эта уже не родительская, а создающаяся самостоятельно.

Период позитивных новообразований: близость и коммуникабельность. Негативные новообразования: замкнутость, избегание близких отношений и распущенность. Трудности с характером в это время могут перерасти в психические расстройства.

  • Средний возраст: от сорока пяти до шестидесяти лет

Прекрасный этап, когда процесс становления личности продолжается в условиях полноценной, творческой, разнообразной жизни. Человек воспитывает и дает образование детям, достигает определенных высот в профессии, пользуется уважением и любовью семьи, коллег, друзей.

Если формирование личности проходит успешно, человек активно и продуктивно работает с собой, если нет, то происходит «погружение в себя» для ухода от реальности. Такой «застой» грозит потерей трудоспособности, ранней инвалидностью, эгоизмом и злостью.

  • После шестидесяти лет наступает поздняя взрослая жизнь

Время, когда человек подводит итоги жизни. Крайние линии развития в пожилом возрасте:

  1. мудрость и духовная гармония, удовлетворенность прожитой жизнью, ощущение ее полноты и полезности, отсутствие страха смерти;
  2. трагическое отчаяние, ощущение, что жизнь прожита зря и прожить ее снова уже невозможно, страх смерти.

Когда этапы формирования личности пройдены благополучно, человек учится принимать себя и жизнь во всем ее многообразии, живет в гармонии с собой и окружающим миром.

Теории формирования

О том, как формируется личность, каждое направление психологии отвечает по-своему. Существуют психодинамические, гуманистические теории, теория черт, теория социального научения и другие.

Некоторые теории возникли в результате ряда экспериментов, другие являются неэкспериментальными. Не все теории охватывают возрастной диапазон от рождения до смерти, некоторые «отводят» на формирование личности только первые годы жизни (обычно до совершеннолетия).

  • Наиболее всеобъемлющей, сочетающей в себе сразу несколько точек зрения, является теория американского психолога Эрика Эриксона. По Эриксону, формирование личности происходит по эпигенетическому принципу: от рождения до смерти человек проходит восемь стадий развития, предопределенных генетически, но зависящих от социальных факторов и самого индивида.

В психоанализе процесс формирования личности — это приспособление естественной, биологической сущности человека к социальной среде.

  • По мнению основоположника психоанализа З. Фреда, человек формируется тогда, когда он учится удовлетворять потребности в социально приемлемой форме и вырабатывает защитные механизмы психики.
  • В отличие от психоанализа гуманистические теории А. Маслоу и К. Роджерса акцентируют внимание на способности человека выражать себя и совершенствоваться. Основная идея гуманистических теорий – самоактуализация, которая также является основной потребностью человека. Человеческое развитие движимо не инстинктами, а высшими духовными и социальными потребностями и ценностями.

Формирование личности – это постепенное открытие своего «Я», раскрытие своего внутреннего потенциала. Самореализующийся человек активен, креативен, непосредственен, честен, ответственен, свободен от стереотипов мышления, мудр, способен принять себя и других такими, какие они есть.

Составляющими личности являются следующие черты:

  1. способности – индивидуальные характеристики, определяющие успешность той или иной деятельности;
  2. темперамент – врожденные особенности высшей нервной деятельности, определяющие социальные реакции;
  3. характер – совокупность воспитанных характеристик, определяющих поведение по отношению к другим людям и к самому себе;
  4. воля – способность достичь цели;
  5. эмоции – эмоциональные волнения и переживания;
  6. мотивы – стимулы к деятельности, стимулы;
  7. установки – убеждения, установки, ориентация.
Оцените статью
Добавить комментарий