Чтобы быть успешными социальными существами, люди должны быть гибкими и легко адаптируемыми к постоянно меняющейся среде. Им приходится сталкиваться с социальными проблемами, трудностями в личных отношениях, конфликтами на рабочем месте и многими другими сценариями, каждый из которых требует индивидуального подхода и решения.
Часто люди, лишенные этого качества, реагируют на разные события, происходящие с ними, совершенно одинаково. Они выбирают один известный узор на все случаи жизни. К сожалению, эта тактика часто терпит неудачу. В этом случае может помочь когнитивная гибкость – способность человека менять привычные стратегии для достижения необходимых целей.
О том, что такое когнитивная гибкость, зачем она нужна и можно ли ее развивать, мы поговорим в этой статье.
- Что такое когнитивная гибкость
- Что такое когнитивная ригидность
- Теории когнитивной гибкости
- Тесты на определение когнитивной гибкости
- Тест Струпа
- Упражнение «Алфавит»
- Тест на многозадачность
- Как улучшить когнитивную гибкость
- Проведите аудит ситуаций с повторяющимися паттернами
- Вносите разнообразие в привычные ритуалы
- Проигрывайте различные сценарии
- Расширяйте кругозор
- Не переставайте учиться
- Используйте разные способы для работы и запоминания материала
- Работайте в командах
- Заключение
Что такое когнитивная гибкость
Когнитивная гибкость — это способность человека быстро переключать необходимые механизмы при переходе от одной темы обсуждения к другой, менять привычный образ мышления в зависимости от ситуации, отказываться от привычных, но неэффективных моделей поведения, адаптировать стиль поведения и мышления к окружающей среде.
Когнитивная гибкость проявляется двумя основными способами:
- Умение думать о нескольких вещах одновременно.
- Способность менять мышление в зависимости от меняющихся ожиданий или требований.
Жизнь каждого человека наполнена примерами проявления когнитивной гибкости. Оно может проявиться даже в самых мелочах, например, в выборе, что съесть на завтрак вместо привычного омлета с кофе, или в том, как вы доберетесь до работы, если машина вдруг окажется в ремонте. Гибкое мышление необходимо для поиска ответов на серьезные и глобальные вопросы, такие как выбор учебного заведения или будущего места работы.
Когда детей просят обдумать несколько концепций одновременно или изменить подход к решению проблемы, им также необходимо проявить гибкость в мышлении.
Когнитивная гибкость считается ключевым аспектом управленческой деятельности, влияющим на скорость реакции на любые изменения, а также на психические процессы, позволяющие человеку планировать, концентрироваться, запоминать инструкции и выполнять несколько задач одновременно.
Когнитивная гибкость определенным образом корректирует поведение человека в соответствии с изменяющейся средой. Это позволяет ему эффективно работать, отвлечься от предыдущей задачи, перенастроить новый набор ответов для выполнения текущей задачи. Автоматическое или намеренное переключение образа мышления в ситуациях, требующих разнообразия, — это когнитивный контроль. Необходимо сопротивляться порыву продолжать мыслить в привычном, но уже неподходящем стиле.
Гибкое мышление зависит от контекста ситуации. Часто поведение и образ мышления, уместные в одной среде или академической дисциплине, могут быть совершенно неуместными в других. Люди, демонстрирующие развитую когнитивную гибкость, могут легко переключать предметы и задачи и успешно выполнять задачи, которые требуют от них применения знаний в одной области для решения проблем в другом контексте.
Важность когнитивной гибкости в жизни человека невозможно переоценить. Он имеет ряд преимуществ, а именно:
- способствует быстрому обучению и легкой адаптации в условиях перемен;
- улучшает долговременную и кратковременную память;
- позволяет достойно противостоять всем, даже самым негативным изменениям окружающей среды, что, в свою очередь, формирует высокую стрессоустойчивость;
- способствует развитию творческих способностей;
- позволяет найти выход из многих ситуаций, так как предлагает несколько альтернативных вариантов их решения;
- обеспечивает профилактику возникновения болезни Альцгеймера, старческого слабоумия и многих других заболеваний головного мозга;
- улучшает коммуникативные навыки человека;
- позволяет лучше и тщательнее ставить цели и достигать их;
- помогает наладить общение с другими людьми, так как помогает учитывать их ценности, убеждения, взгляды, идеи и точки зрения.
Когда человек выполняет сложную задачу, его поведение необходимо адаптировать к условиям среды, в которой эта задача выполняется. Однако эти условия продолжают меняться по мере развития самой задачи, поэтому, чтобы быть гибким, ему необходимо регулярно их учитывать. Чтобы адаптировать свое поведение к изменившимся реалиям, он должен переструктурировать свои знания, чтобы эффективно интерпретировать новую ситуацию и новые требования задачи.
Когнитивная гибкость, таким образом, зависит от процессов внимания и представления знаний. При обнаружении изменения необходимость нестандартной реакции требует более высокого уровня контроля внимания, когда человек оценивает новые условия и планирует необходимые действия.
Что такое когнитивная ригидность
Когнитивная гибкость проходит разные стадии развития. Подобно младенцу, познающему мир, человек уже начинает тренировать гибкое мышление и продолжает это делать. Полное ее формирование происходит примерно к 20 годам, но может продолжаться до конца жизни при условии, что человек не перестает учиться и познавать что-то новое.
За эту функцию отвечает префронтальная доля мозга, развитие и созревание которой занимает больше времени, чем все остальные зоны. Например, маленькие дети часто устраивают истерики по поводу потери игрушки, потому что они еще не научились видеть другие варианты или решения ситуации.
Хотя гибкость может быть приспособляемостью человека, эта адаптация происходит не всегда. Человеку важно быть гибким, чтобы справляться с изменениями окружающей среды, но когда у него нет возможности сделать это, можно говорить о когнитивной ригидности, которая возникает в результате попытки мозга сохранить стабильность и безопасность.
Примером отсутствия гибкого мышления является ситуация, когда действия, доказавшие свою эффективность в предыдущих ситуациях, настойчиво выполняются в новых случаях, даже если они совсем не эффективны. Например, продолжать настойчиво тянуть дверь, безуспешно пытаясь открыть ее, вместо того, чтобы попытаться оттолкнуть ее от себя или найти ключ, чтобы отпереть замок.
Ригидность часто можно наблюдать у человека:
- с низкой концентрацией внимания;
- перенесший черепно-мозговую травму;
- перенесшие инсульт;
- страдающие обсессивно-компульсивным расстройством и другими нервно-психическими расстройствами;
- у пожилых людей, страдающих заболеваниями, вызванными старением головного мозга.
Как правило, таким людям сложно найти альтернативные пути решения известных проблем и адаптироваться к изменениям. Адаптироваться к изменениям им гораздо сложнее, чем другим.
Это нарушение может привести к отклонениям в поведении человека – он зациклится на неправильных чувствах и продолжит использовать бесполезные, а иногда и деструктивные стратегии.
Теории когнитивной гибкости
Существуют теории когнитивной гибкости, согласно которым люди, способные видеть задачу с разных точек зрения, могут легко интерпретировать ситуационные изменения в окружающей среде и, следовательно, проявлять большую когнитивную гибкость. Таким образом, они имеют возможность быстро реструктурировать свои знания и тем самым адаптировать свои реакции к радикально изменившимся требованиям ситуации.
Когда человеку не хватает когнитивной гибкости, он не может справиться с требованиями ситуации, поэтому часто действует неправильно. По этой причине различные области исследований использовали это явление для объяснения ошибок некоторых экспертов. Некоторые авторы пришли к выводу, что эксперты могут быть менее гибкими в когнитивном отношении, а эмпирические исследования показали, что негибкость и компетентность неразрывно связаны между собой.
Эксперты меняют свои мысленные представления о задачах реже, чем новички. Когда человек знает, что он квалифицирован, он с меньшей вероятностью изменит стратегию после обнаружения значительных изменений. Более того, по мнению исследователей, именно специалисты реже обнаруживают подобные изменения.
Некоторые авторы, работающие в области когнитивной психологии, отстаивают обратную гипотезу. Например, одно исследование показало, что уникальной характеристикой эксперта является способность манипулировать многогранными представлениями, что позволяет лучше адаптироваться к изменениям окружающей среды и более эффективно передавать знания между задачами.
Экспертам может быть труднее замечать и воспринимать изменения в окружающей среде, но как только они их заметят, они смогут более эффективно менять свои ментальные представления, чтобы адаптировать к ним свое поведение.
Некоторые теории предполагают, что когнитивная гибкость зависит от того, важны ли изменения окружающей среды, с которыми сталкивается человек, для конкретной стратегии, которую он разработал во время обучения. Только те из них, которые действительно значимы, могут повлиять на его творчество.
Эта гипотеза основана на экологической теории экспертного знания, известной как гипотеза привязки ограничений. Это предполагает, что приобретение навыков следует понимать как адаптацию к ограничениям, налагаемым окружающей средой. Люди разрабатывают разные стратегии адаптации к этим ограничениям, каждая из которых зависит от различных характеристик внешнего мира. Поэтому только те изменения, которые затрагивают конкретную стратегию, используемую человеком, могут повлиять на его работу.
Другая теория когнитивной гибкости — культурно-историческая теория российского учёного Льва Семеновича Выготского. Свою жизнь он посвятил изучению психологии, педагогики, уделяя особое внимание особенностям обучения детей с отклонениями в развитии. Он был уверен, что каждый педагог в своей работе должен руководствоваться психологическими знаниями, что впоследствии привело к возникновению такой отрасли науки, как психологическая педагогика.
Исследователь разработал теорию когнитивного развития, которая, по его мнению, представлялась как естественный процесс. В качестве определяющих моментов Лев Семенович выделил культурные факторы, такие как знаки и язык. Он считал, что основным источником познавательного развития человека является культура и совокупность «исторически сложившихся орудий, знаковых систем и других средств».
Выготский — автор культурно-исторической теории, которая предполагает, что все внутренние психические процессы ребенка (внимание, речь, мышление) взаимосвязаны с внешним миром. По его мнению, ребенок способен освоить разнообразные искусственные раздражители, с помощью которых в будущем он будет управлять своим поведением и вниманием.
Тесты на определение когнитивной гибкости
Проверка гибкости мышления проводится в разных областях: в медицине, психологии, конфликтологии, социологии. Предлагаем вам познакомиться с некоторыми из самых популярных.
Тест Струпа
Одним из самых простых и доступных является тест Струпа, который часто используется в нейропсихологических исследованиях для измерения тормозной реакции и когнитивной гибкости. Хорошая успеваемость на тестах требует сильной концентрации и саморегуляции.
Задача испытуемого – назвать цвета, которыми написаны слова. Важно читать не сами слова, обозначающие цвета, а только цвета чернил, которыми они написаны. Например, если слово «зеленый» напечатано синим цветом, правильным ответом будет слово «синий».
Важным элементом теста является время, за которое испытуемый проходит его без ошибок. Вы можете попробовать сделать это онлайн, введя в поисковую систему запрос «Тест Струпа онлайн».
Упражнение «Алфавит»
Еще один отличный тест на когнитивную гибкость — упражнение «Алфавит», которое также используется для входа в состояние высокой продуктивности. На большом листе ватмана необходимо нарисовать таблицу, в каждой ячейке которой будет написано по 2 буквы: в верхней части – буква алфавита, в нижней части – буква «П», « Л» или «О».
Задача участников — прочитать только верхнюю букву, а на вторую букву ответить, подняв руки («П» — вправо, «Л» — влево или «О» — обе). Сначала испытуемые приходят в замешательство и растерянность, то называя не ту букву, то поднимая не ту руку. Но если вы будете заниматься таким обучением постоянно, то вскоре сможете читать весь алфавит без единой запинки. Для любителей онлайн-формата упражнение доступно и онлайн.
Тест на многозадачность
Задача испытуемого — следить за движением белого шара, обращая внимание на слова, отображаемые в центре экрана. Как только отображаемое слово совпадет с цветом, которым оно написано, необходимо дать ответ.
Это задание направлено на проверку внимания, зрительно-моторной координации, скорости реакции и способности менять стратегию.
Преимуществом этих тестов и упражнений является их простота, удобство и то, что их можно использовать не только для определения уровня когнитивной гибкости, но и для ее тренировки.
Как улучшить когнитивную гибкость
Когнитивная гибкость и когнитивная ригидность — лишь малая часть известных нам когнитивных качеств. Человеческий мозг, несмотря на тысячи исследований, остается одним из самых загадочных и неисследованных объектов. Вы можете приоткрыть завесу тайны и изучить атрибуты нашей основной части, пройдя онлайн-программу «Когнитивная наука». В ней мы рассмотрели основные нюансы восприятия, принципы работы мозга и важнейшие приемы и стили мышления, которые помогут вам не только в учебе, но и в работе и личной жизни.
Исследования показывают, что когнитивная тренировка положительно влияет на нейропластичность. К счастью, способность гибко мыслить можно развить. Мы собрали для вас несколько советов, как это сделать.
Проведите аудит ситуаций с повторяющимися паттернами
Постарайтесь для эффективности и целесообразности отслеживать все ситуации, где вы повторяете привычные, но, возможно, уже утраченные сценарии. Для этого задайте себе следующие вопросы:
- Какие сценарии я повторяю чаще всего?
- Как часто я их повторяю?
- Почему я это делаю?
- Каков результат моих действий?
- Какие альтернативные сценарии я могу выбрать?
- Какой результат я получу, если буду действовать по-другому?
Проводите такую проверку регулярно – не реже одного раза в полгода. Так вы сможете вовремя отслеживать неэффективные алгоритмы и вносить в них коррективы.
Вносите разнообразие в привычные ритуалы
Нейропластичность развивается за счет появления новых нейронных связей, которые, в свою очередь, формируются в результате обучения незнакомым сценариям. Внести разнообразие в свой распорядок дня довольно легко, не тратя на это много времени и сил.
Например, вы можете каждый день выбирать новое блюдо на завтрак или ездить на работу разными маршрутами. Чистка зубов или рисование незнакомой рукой также отлично подходят для развития противоположного мозга.
Чем больше таких экспериментов вы проведете, тем больше нейронных связей у вас сформируется, что, в свою очередь, положительно повлияет на когнитивную гибкость.
Проигрывайте различные сценарии
Возьмите за правило каждый раз, сталкиваясь с новой проблемой, продумывать как минимум три разных варианта ее решения. Это разовьет у вас способность смотреть на ситуацию под разными углами.
Говорите вслух и моделируйте даже самые невероятные варианты. Для этого отлично подойдет мозговой штурм на любую тему. Вы также можете при просмотре фильма сделать паузу и попытаться смоделировать несколько исходов увиденной сцены.
Расширяйте кругозор
Новые занятия и хобби положительно влияют на формирование гибкого мышления. К счастью, сегодня в Интернете существует большое количество бесплатных курсов, обучающих программ и обучающих видеороликов.
Возьмите за привычку читать хотя бы 30 минут в день. А если к знакомым и любимым литературным жанрам регулярно добавлять неизвестные вам ранее темы, это разовьет не только когнитивную гибкость, но и послужит отличной защитой от попадания в пузырь фильтров.
Не переставайте учиться
Междисциплинарные знания, которые вы получите в ходе обучения, позволят вам развить и укрепить нейронные связи, так необходимые для формирования гибкого мышления. Более того, ряд исследований подтверждают пользу образования для профилактики заболеваний головного мозга.
Используйте терминологию или стратегии из одной дисциплины для решения проблем в другой.
Используйте разные способы для работы и запоминания материала
Изучая новые концепции или навыки, старайтесь представить содержание несколькими способами. Например, используйте словесные игры и загадки при изучении новых слов, которые раскрывают разные связи и значения. При решении математических задач используйте числовые линии, диаграммы, манипулятивы и задачи реального мира в дополнение к абстрактным письменным стратегиям вычислений.
Работайте в командах
Используйте командную работу в стратегиях взаимного обучения. Учащиеся, которые легко переходят от задачи к задаче, могут стать хорошими наставниками для учащихся, которым нужна небольшая помощь для выполнения работы.
Мозговой штурм также отлично подходит для развития гибкого мышления, так как позволяет расширить границы привычного и нестандартно взглянуть на привычные вещи.
Заключение
Когнитивная гибкость — одна из определяющих способностей человеческого мозга. Оно позволяет человеку не только быстро адаптироваться к меняющимся условиям и принять новые правила игры, но и генерировать необычные решения и создавать оригинальные проекты.
К счастью, гибкое мышление можно легко развить. Для этого не нужны дорогостоящие курсы и программы – просто уделяйте этому хотя бы 15 минут ежедневно и делайте это с интересом и любовью к себе. Помните, что когнитивная гибкость прежде всего обеспечивает здоровье вашего мозга. Берегите его и себя!
Удачи!