Прежде чем мы перейдем к основной теме статьи и расскажем вам о лучших книгах о сторителлинге, предлагаем вам небольшой экскурс в мир сторителлинга.
Дословно сторителлинг переводится как «рассказывание историй». В русском языке не было подходящего эквивалента этому понятию, поэтому используется транслитерация, которая пришлась по вкусу и хорошо отложилась в сознании сотен тысяч людей.
Сторителлинг – это целое искусство создания убедительных и аргументированных историй о реальных или вымышленных персонажах, призванных привлечь внимание аудитории. Рассказывание направлено также на побуждение субъекта (читателя, зрителя, клиента и т д.) к целевому действию путем формирования у него эмпатии к главному герою рассказа.
Первоначально сторителлинг использовался исключительно в рамках художественной литературы и кино, однако сейчас границы его присутствия значительно расширились. Сегодня его используют не только писатели и сценаристы, но и преподаватели, бизнес-тренеры, психологи, маркетологи, журналисты, копирайтеры и даже политики. Кроме того, рассказывание историй нашло свое место в повседневной жизни — многие осваивают искусство рассказывания историй просто для того, чтобы быть приятными собеседниками и доставлять удовольствие другим.
Рассказывание историй основано на таких областях знаний, как психология влияния, лингвистика, логика и художественное письмо. Лингвистика учит использовать стилистические и композиционные приемы письма, логика позволяет структурировать и аргументировать рассказ, навыки художественного письма позволяют сделать рассказ ярким и красочным, а аффективная психология учит способам эмоционального воздействия на зрителя/слушателя.
Если вы хотите научиться рассказывать искусство рассказывания историй, вам необходимо пройти нашу онлайн-программу рассказывания историй, где вы не только овладеете навыками убедительного и аргументированного выражения своих мыслей, привлечете внимание аудитории, но и научитесь как оформить свои истории в соответствии с принципами дизайна.
А теперь мы рады перейти к подборке самых полезных и интересных книг по сторителлингу.
- Роберт Макки «История на миллион долларов: Мастер-класс для сценаристов, писателей и не только»
- Роберт Макки, Том Джерас «Сториномика. Маркетинг, основанный на историях, в пострекламном мире»
- Саймон Ланкастер «Говори, вдохновляй. Как завоевать доверие слушателей и увлечь их своими идеями»
- Сергей Гузенков «Сторителлинг. Пособие для начинающих»
- Рей Брэдбери «Дзен в искусстве написания книг»
- Элизабет Гилберт «Большое волшебство»
- Дэвид МакКенна и Кристофер Воглер «Memo: Секреты создания структуры и персонажей в сценарии»
Роберт Макки «История на миллион долларов: Мастер-класс для сценаристов, писателей и не только»
Роберт Макки — своего рода «отец» рассказывания историй. Он освоил рассказывание историй и теперь передает свой опыт в письменной форме и преподавании. Многие из его учеников – сценаристы, поэты, режиссеры и драматурги – под его руководством уже достигли небывалых высот в повествовании и получили различные почетные награды (в том числе «Оскары» и «Эмми»). Кроме того, Макки консультирует ряд известных кинокомпаний: под его руководством были сняты такие знаменитые шедевры, как «Властелин колец», «Бэтмен», «Шрек», «Люди Икс» и даже «Звездные войны».
Его книга о рассказывании историй «История на миллион долларов», которую необходимо прочитать писателям, сценаристам и всем, кто хочет научиться рассказывать истории, мгновенно стала мировым хитом и стала бестселлером.
Это глубоко аналитическое исследование, в котором Макки занимается психологией восприятия и рассказывает о механизмах воздействия на сознание и подсознание человека посредством рассказывания истории. Макки считает, что каждый писатель должен овладеть важнейшим навыком — умением удивлять зрителя, и предлагает системный подход к повествованию, предполагающий отказ от набора сюжетов и создание настоящей драматической структуры рассказа.
Он рассматривает элементы повести, ее структурные принципы и принципы работы сценариста, анализирует классические и популярные фильмы, объясняет, как устроен текст сценария, с помощью наглядных примеров. Он анализирует сюжеты и смысловые схемы, оценивает типичные ошибки сценария и делится рецептами хорошего письма.
«История на миллион долларов» — это подробный набор правил, в которых кратко и лаконично излагаются основы литературной теории и писательского мастерства, которые научат вас воплощать свои идеи в жизнь и дадут вам множество действительно полезных советов о том, как создать правильную структуру рассказа.
Роберт Макки, Том Джерас «Сториномика. Маркетинг, основанный на историях, в пострекламном мире»
Своего рода продолжение «Истории на миллион долларов», второй книги Роберта Макки, которую он написал в соавторстве с Томом Джерасом, известным экспертом в области цифрового маркетинга.
«Сториномика» — это руководство, практические инструкции по использованию подсчета улиц, особенно в бизнесе. Макки и Джерас предлагают читателю совершенно инновационную модель рекламы, далекую от старых и устаревших традиционных способов привлечения аудитории. Макки и Джерас провели несколько крупных кампаний по рассказыванию историй (для IBM, Microsoft, Nike, Samsung, Philips и других), которые оказали огромное влияние. Теперь они предлагают такой подход всем предпринимателям и предприятиям, которые хотят повторить свой успех и готовы перенять свои знания.
Основная идея книги заключается в том, что традиционные примитивные методы рекламы – соблазнение и принуждение – уже не эффективны и не способны обеспечить необходимую прибыль, а сторителлинг является современной заменой этих устаревших методов, способных принести реальную пользу в организацию.
Сторителлинг может, по мнению авторов, помочь компании показать публике ее главную ценность и продвинуть ее. Главному герою не нужно вызывать симпатию, он не должен всем нравиться и быть для всех хорошим, он должен быть тем, кто затронет «ноты души», в которых люди увидят себя герой вызовет доверие у аудитории и создаст с ней эмоциональную связь, что позволит им осознать ценность продукта и побудит их к покупке.
Эффективность сторителлинга в бизнесе и рекламе обусловлена тем, что при таком способе передачи информации у людей не возникает ощущения, что им что-то навязывают, что снимает непроизвольную реакцию «мне это не нужно» меня пытаются обмануть» и так далее
В книге рассказывается о том, что такое таргетированная маркетинговая история и как ее создать, а также как построить комплексный маркетинговый процесс в компании на основе использования сторителлинга.
Саймон Ланкастер «Говори, вдохновляй. Как завоевать доверие слушателей и увлечь их своими идеями»
Саймон Ланкастер – британский озвучщик, который за более чем 30 лет своей практики успел поработать с руководителями крупнейших международных компаний: HSBC, Unilever и др и завоевать мировое признание и известность. Он читает лекции по публичным выступлениям в Кембриджском университете и крупных бизнес-школах, ведет собственную колонку для известных политических изданий и даже предоставляет экспертные комментарии для BBC.
Speak Inspire основан на психологических и нейробиологических исследованиях языка и рассказывает о том, как речь влияет на разные части мозга, почему люди теряют аргументы и многое другое, и вы сможете создать образ настоящего лидера.
Эта поистине уникальная книга о публичных выступлениях написана живым языком, приправленным богатыми тонами британского юмора, а также множеством интересных фактов, практических примеров и советов. Будет полезно всем, кто общается с публикой (публичные выступления, написание текстов, управление сотрудниками), а также тем, кто просто хочет развить свою речь и стать по-настоящему хорошим собеседником.
Сергей Гузенков «Сторителлинг. Пособие для начинающих»
Сергей Гузенков — профессиональный историк и сертифицированный бизнес-тренер, который обучает людей сторителлингу и пытается популяризировать сторителлинг через свои статьи и книги.
По мнению автора, людям не нужна новая информация, им нужна вера – в вас, ваши слова, ваши добрые намерения. Им нужен чужой опыт, чтобы внушить им эту веру. Это может быть реальная история, похожая на личный опыт.
«Книга сказочника» — практическое пособие, в котором Гузенков комментирует известные сборники рассказов, выводит правила написания понятных и интересных рассказов, а также дает упражнения, направленные на закрепление этих правил и совершенствование навыков рассказывания.
Книга будет полезна всем, но особенно рекомендуется новичкам, которые только открывают для себя мир сторителлинга.
Рей Брэдбери «Дзен в искусстве написания книг»
Рэй Брэдбери – американский писатель, один из лучших писателей-фантастов всех времен, автор всемирно известных произведений «451 градус по Фаренгейту», «Вино из одуванчиков», «Марсианские хроники» и многих других поистине удивительных книг.
«Дзен в искусстве письма» — сборник эссе автора, в которых он пытается понять письмо и самого себя. Он размышляет о том, как появляется идея и рождается сюжет, как человек понимает, что писательство – его истинное предназначение и так далее
Брэдбери считает, что, чтобы стать по-настоящему великим писателем, писатель должен не бояться заглянуть внутрь себя, в глубь своей души, чтобы найти то, что можно превратить в историю. В отличие от большинства, он считает, что эмоции — это не то, что следует игнорировать в работе, а, наоборот, то, что писать в принципе невозможно: хорошее письмо он приравнивает к умению выражать свои чувства. Он показывает, как писать рассказы, и сам демонстрирует это умение – его книга с первых страниц завоевывает доверие и привлекает внимание.
В книге «Дзен в искусстве письма» вы найдете множество практических советов о творчестве: где найти идеи, как их обернуть в текст и т д., возможно, не станет настоящим источником вдохновения для тех, кто работает с текстом.
Элизабет Гилберт «Большое волшебство»
Элизабет Гилберт — американская писательница, получившая мировую известность после написания бестселлера «Ешь, молись, люби».
Большинство книг Гилберт — романы, поэтому многие читатели не понимают, как у нее можно научиться рассказыванию историй. «Большая магия» — это книга не о техниках повествования, а о чем-то более важном — о самом творческом процессе. Поэтому советуем вам отбросить все свои предубеждения и обязательно прочитать эту книгу.
В «Большой магии» Гилберт исследует творчество. Она выделяет несколько фундаментальных понятий, лежащих в творческом процессе: смелость, магия, разрешение, настойчивость и вера, а также размышляет о природе творчества и роли, которую оно играет в жизни человека.
Эта приятная и легкая для чтения книга, наполненная юмором и позитивом, в первую очередь нацелена на мотивацию и вдохновение читателя. Это обязательно поднимет вам хорошее настроение и вдохновит на творческие свершения. А главное, наглядно продемонстрирует вам, насколько важна подлинная искренность рассказа.
«Большая магия» позволит вам освободиться от «цепей» своего разума и перестать верить в то, что творчество в принципе имеет какие-либо пределы. Вы поймете, что на пути к творчеству нет преград, не нужно бояться, нужно просто позволить себе открыться этому миру, и тогда у вас обязательно все получится.
Эта книга подойдет тем, кто находится в творческом кризисе и застое, а также тем, кто только вступает на долгий и трудный писательский путь. Прочитав ее, вы обязательно поверите в себя и свои силы и начнете творить!
Дэвид МакКенна и Кристофер Воглер «Memo: Секреты создания структуры и персонажей в сценарии»
Дэвид МакКенна — американский сценарист и продюсер, режиссер, профессор кинематографии Колумбийского университета и Барнард-колледжа, а также Кристофер Фоглер — голливудский продюсер, один из самых известных в мире аналитиков сценариев, автор книги «Путешествие писателя: мифическая структура для писателей» и бестселлера. «Путешествие писателя. Мифологические структуры в литературе и кино».
«Памятка: секреты создания структуры и персонажей в сценарии» — работа двух экспертов киноиндустрии, которые работали над ней много лет, анализируя сценарии различных жанров. Книга представляет собой полезный инструмент, написанный в практичной и хорошо структурированной форме практического руководства, в котором авторы рассказывают об основных принципах, правилах и проверенных приемах сценарного мастерства, а также делятся своими личными секретами сценарного мастерства.
МакКенна и Фоглер приводят множество наглядных примеров того, чему они учатся, рецензируя успешные фильмы, дают читателю практические советы по каждой теме и конкретные задания для самостоятельной работы со сценарием. Авторы рассматривают структуру, темы и типы сценариев, персонажей, учатся готовить отдельные сцены и осваивают другие полезные навыки.
Памятка: «Секреты создания структуры и персонажей в сценарии» — по-настоящему профессиональное произведение, которое должен прочитать каждый сценарист и режиссер. Однако книга будет интересна абсолютно всем, кто хочет научиться сочинять поистине непревзойденные истории. Он поможет новичкам получить все необходимые знания для работы с текстом, а уже работающим профессионалам поможет освоить новые техники и послужит источником вдохновения.
Как вы могли заметить, все вышеперечисленные книги ориентированы на использование сторителлинга в разных сферах: одни в основном в бизнесе, другие в киноиндустрии, третьи в политике и т д. Конкретные функции его использования.
Но если вы хотите изучить рассказывание историй во всем его многообразии, вам придется прочитать гораздо больше книг, чем те, которые мы рассмотрели. Обратите внимание на следующее:
- Рассказ Аннетт Симмонс. Как использовать силу историй
- Антон Уткин и Ната Покровская «Белое зеркало: руководство по интерактивному рассказыванию историй в кино, виртуальной реальности и иммерсивном театре»
- Кэти Мари Вейланд «Архитектура истории: как создать запоминающуюся историю»
- Рассказчик Пол Смит. Захватывайте, убеждайте, вдохновляйте»
- Дин Мовшовиц «От идеи к злодею. Научитесь создавать истории вместе с Pixar»
- Уильям Индик, Психология сценаристов. Конструирование конфликта в сюжете»
- Дональд Миллер «Метод StoryBrand»
- Инна Бородина Письмо Марселя Соленого из далекой провинции. Поэтика многомерной семантики»
- Акаш Кария «Вдохновляйте своей речью. 23 правила рассказывания историй от лучших спикеров TED Talks
- Уилл Сторр Внутренний рассказчик. Как наука о мозге помогает писать захватывающие истории
А чтобы быстрее и лучше освоить эти книги, мы рекомендуем вам воспользоваться нашей программой «Быстрое чтение», с помощью которой вы сможете значительно увеличить не только скорость вашего чтения, но и эффективность усвоения информации.
Однако наша программа сторителлинга позволит вам овладеть искусством написания интересных и аргументированных историй гораздо быстрее: всего за 5 недель обучения вы сможете освоить все лучшие приемы и основные приемы сторителлинга и найти свой личный стиль, а также научитесь преодолеть страх перед чистым листом и сформировать свою историю в соответствии с принципами дизайна.
Желаем вам успехов и искренне верим, что вы обязательно научитесь создавать поистине потрясающие истории!