Что такое музыкальный слух

Что такое музыкальный слух? Это нужно всем или только певцам и музыкантам? Можно ли его вернуть? И так ли все безнадежно, если мужчине, как продажа, «медведь на ухо наступил»? Действительно, современные методики самообразования позволяют развивать все, что угодно. В этом вы сможете убедиться, пройдя наш курс «Лучшие методики самообразования». А пока поговорим о музыкальном слухе.

Музыкальный слух: что это такое и как его развить?

Что такое музыкальный слух

Под музыкальным слухом понимают комплекс способностей человека, позволяющих ему воспринимать музыку, оценивать ее узкоспециализированные характеристики, такие как высота, тембр, наличие фоновых звуков, входящих в спектр музыкального звука. Наличие музыкального слуха является обязательным условием успеха в таких профессиях, как музыкант, композитор, певец, дирижер, аранжировщик, звукорежиссер, танцор.

Кроме того, музыкальный слух помогает во всех видах деятельности, независимо от того, связана она или нет с восприятием, правильной интерпретацией и/или правильным воспроизведением звуков. Например, изучение иностранных языков, декламация стихов, охота на диких зверей и птиц, работа с эхолотом для исследования морского дна, служба на флоте гидроакустиком на подводной лодке.

Существует более десятка разновидностей музыкального слуха, и в разных классификациях можно встретить разные названия и разную степень детализации каждого определения. Однако в повседневной практике даже профессиональные музыканты оперируют лишь базовыми понятиями.

Основные типы музыкального слуха:

  1. Абсолютная – способность точно определять и запоминать звучание звука (ноты) без сравнения его с ранее установленным звучанием звука (ноты).
  2. Относительный (интервальный) – способность идентифицировать звуковотные разолиния, т.е расстояния (интервалы) между нотами.
  3. Внутренний – возможность слушать музыку. Классический пример обладения таким слухом – Бетховен, потерявший способность слышать, но не потерявший дара сочинения музыки, воспринимающий ее звучание только внутренним слухом.
  4. Ритмический – умение определять длительность и последовательность звучания ноты (ритм), а также скорость звучания музыки (темп).
  5. Мелодичность – способность воспринимать движение мелодий и изменять высоту звуков относительно друг друга.
  6. Гармонический – способность воспринимать ноты, звучащие вместе, и воспроизводить их по отдельности.
  7. Ладовый – способность слышать взаимоотношения между нотами и их сочетаниями, различать минорную и мажорную тональность, устойчивые и неустойчивые звуки, напряжение и расслабление в музыке.
  8. Архитектонический – умение различать формы музыкального произведения, выявлять закономерности его структуры.
  9. Фактурный – способность воспринимать фактуру («музыкальную ткань») произведения, определять способ оформления многоголосого произведения, слышать нюансы звучания всех голосов и музыкальных инструментов, участвующих в оформлении произведения работа.
  10. Полифония – способность слышать и мысленно представлять ход двух и более мелодий и/или голосов в произведении.

Полифонический слух считается самым сложным для развития, т.к разные мелодии и/или голоса внутри музыкальной программы могут воззикать и усиливаться асинхронно, догоняя по ходу работы или задерживаясь при вступлении, как фуга или канон. Классическим изобретением полифонического слухового аппарата Моцарт. В 14 лет он вместе с отцом посетил Сикстинскую капеллу, где услышал «Мизерере» Грегорио Аллегри.

Там, кроме музыки, было 9 голосов, но Моцарт запомнил ее на слух, а затем записал ноты этого сложного, почти 15-минутного произведения. Кстати, записи держались в секрете, а их копирование грозило остракизмом со стороны Церкви. Однако, когда Папа Римский узнал, что юный Моцарт способен запомнить это произведение на слух, и лично убедился, что воспроизведенные Моцартом ноты не содержат ошибок, он наградил его орденом Рыцаря Золотой шпоры.

наличие полифонического слуха дает выраженные преимущества, но для начала необходимо развивать относительный или интервальный музыкальный слух. Когда говорят о развитии музыкального слуха, в первую очередь подразумевают работу над развитием умения слышать интервалы между нотами. В программу обучения в музыкальных школах, колледжах, академиях включена специальная учебная дисциплина, направленная на развитие музыкального слуха, которая называется сольфеджио.

О методах и методах развития музыкального слуха мы поговорим чуть позже, а сейчас более подробно остановимся на вопросе, который волнует многих людей. Можно ли включить музыкальный слух, если он не равит от природы? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно вникнуть в природу человеческого слуха и понять, как он работает.

Как работает человеческий слух

Слух человека зависит от сочетания когнитивных и сенсорных процессов, которые функционируют посредством интерактивных цепочек нервных путей снизу вверх и сверху вниз, идущих от улитки к мозгу и обратно. Справочно: улитка – передняя часть перепончатого лабиринта, отвечающая за слуховой отдел внутреннего уха, воспринимающий и распознающий звуки.

Задача органов слуха — анализировать звуки окружающей среды и передавать результаты этого анализа в мозг. В органах чувств имеются специализированные сенсорные клетки, преобразующие сигнал окружающей среды в электрическую энергию. Затем изменение электрической энергии преобразуется в цифровой код, который передается в мозг. Слуховая система человека анализирует звук и преобразует его в нейронный код. Данный процесс доставлен спасибо в работе Как работает ухо – природное решение для слушания [В. Браунелл, 1997].

Таким образом, для обработки звуков, связанных как с музыкой, так и с языком, активируются одни и те же нейронные пути. И если человек слышит звуки, следовательно, он может слышать музыку точно так же. И так же, как он со временем запоминает голоса и различает тембр своих новых знакомых, коллег, сотрудников, соседей, он может запоминать и различать нюансы звучания музыки.

Другое дело, что в повседневной жизни люди обычно не ставят перед собой задачу различить нюансы голоса того или иного знакомого, классифицировать разговорный диапазон его голоса по нотам, не вникают в нюансы звукоизвлечения. Если поставить перед собой все эти задачи, то даже в повседневной жизни каждый человек услышит гораздо больше, чем если бы вы не обращали внимания на подобные тонкости.

Однако все, что касается профессиональной музыкальной практики, требует концентрации на вышеописанных нюансах. И даже если человек не знает нот и названий интервалов, он все равно идентифицирует и запоминает их на слух, что позволяет ему воспроизвести песню. Это тот случай, если человек обладает развитым музыкальным слухом, что называется, от природы. Если же не опросила такой сперепосностью шошать нюансы звучания музыки, ее можно изменить натурой.

Вы уже знаете, что восприятие звука — это совокупность когнитивных и сенсорных процессов, функционирующих посредством интерактивных цепочек нервных путей снизу вверх и сверху вниз, идущих от улитки к мозгу и наоборот. Поэтому, подключив сознание и дав соответствующую команду мозгу, человек может сделать восприятие музыки более осознанным.

Кроме того, занятия музыкой и работа по развитию музыкального слуха улучшают способность человека более тонко воспринимать звуки окружающего мира, лучше слышать тихие звуки и точнее определять источник звука. Ученые провели серию исследований, описанных в работе «Воспроизведение музыки для более умного уха: когнитивные, перцептивные и нейробиологические данные», и обнаружили, что слуховой опыт, накопленный за годы последовательной музыкальной практики, всесторонне настраивает слуховую систему человека, укрепляет нейробиологические и когнитивные основы слуха обработка музыки и речи [Д. Пролив, Н. Краус, 2011].

И даже кратковременное обучение дает видимый (точнее, слышимый) эффект в способности различать высоту звука. В работе групп учених «Влияние музыкальной и психоакустической тренировки на различение высоты звука» («Влияние музыкальной и психоакустической тренинии на личное высокое звучание») на примере двух групп по 30 человек убедительно продемонстрировало, что с помощью специальной тренировки можно добиться практически одинаковой чувствительности звукового восприятия с течением времени, как у музыкантов, специализирующихся на классической музыке [С. Мишейл и др., 2006].

Если ваши задачи проще, чем исполнение классических произведений на большой сцене, вы можете развить способность слышать больше и лучше самостоятельно. Но прежде чем мы начнем давать советы, как развивать музыкальный слух, нам необходимо определиться с критериями прогресса. Другими словами, в какой момент и как именно вы поймете, что стали слышать музыку лучше, чем раньше. Поэтому для начала необходимо проверить свой музыкальный слух.

Как проверить музыкальный слух

Методы проверки достаточно стандартны, и их предлагают в любой музыкальной школе, если вы, скажем, решили проверить музыкальный слух ребенка. Тест проводится по трем основным направлениям: чувство ритма, умение интонировать, музыкальная память.

Как проверить музыкальный слух:

  1. Чувство ритма – тестируемый выстукивает любой ритм и просит повторить его. При выборе музыкального прослушивания испитуемый такой создает ритм. Чем более сложный ритм вам удастся воспроизвести, тем лучше будет чувство ритма у субъекта.
  2. Описание к интонированию – испитуемому дать прослушать мелодию и просить напеть. При наличии музыкального слуха испытуемый легко воспроизводит небольшой фрагмент мелодии в пределах рабочего диапазона своего голоса. Чем сложнее мелодия, тем лучше интонация испытуемого.
  3. Музыкальная память – испытуемого просят повернуться и сыграть ему ноту, затем найти эту ноту на музыкальном инструменте, обычно на фортепиано. Сначала следует показать, что более низкие звуки издаются клавишами слева, более высокие – клавишами справа.

Далее можно записать результаты теста и повторить этот тест на музыкальный слух, например, через месяц работы. Тогда можно легко оценить наличие или отсутствие прогресса. Например, если изначально удавалось воспроизвести только самый простой ритм или простую мелодию, а через месяц получалось воспроизвести что-то заметно более сложное, то прогресс есть.

В нашу цифровую эпоху проверить музыкальный слух онлайн можно с помощью специальных сервисов. Так, американский врач и профессиональный музыкант Джейк Манделл разработал целую систему тестов Music Tests, позволяющую проверить различные стороны музыкального слуха [Дж. Манделл, 2020]. В частности, послушайте 36 пар похожих или одинаковых музыкальных отрывков и ответьте на вопрос, одинаковые они (зеленая кнопка) или разные (красная кнопка).

Для более продвинутых пользователей, имеющих представление о звучании различных музыкальных инструментов, существуют более сложные тесты. Вам будет предложено ответить, какой инструмент звучит в предложенном музыкальном отрывке. Например, вам предложат послушать далеко на заднем плане тихое фортепиано и угадать, что играет, когда бас прекращается:

  • оркестровый треугольник;
  • колокольчики и ксилофон;
  • звуки живой природы;
  • скрипка-пицикато.

Или такой вопрос: какие два инструмента песную такую ​​девушную? Выбрать недвижимость из следующих комплектов инструментов:

  • банджо и губная гармошка;
  • ситар и аккордеон;
  • балалайка и трубка;
  • гитара и свисток.

Чтобы ответить на первый вопрос, необходимо, как минимум, иметь представление о том, что такое ксилофон и скрипка-пицца. А чтобы понять второе, нужно знать, как звучат банджо и ситар, которые не очень распространены в нашей культуре.

Особый интерес представляют онлайн-сервисы, которые дают возможность как проверить музыкальный слух, так и развить музыкальный слух. Например, сервис «Абсолютный Слух — Тренировка Слуха и Ритма», где есть блок теории и практических занятий. Их работоспособность оценивается по 10-балльной системе, результаты можно сохранить, а через некоторое время пройти проверку музыкального слуха еще раз и сравнить новые результаты с предыдущими. Как развить музыкальный слух, чтобы видеть прогресс? Давайте рассмотрим разные способы!

Как развить музыкальный слух

Раз уж мы уже заговорили об услуге «Абсолютный Слух — Тренировка Слуха и Ритма», давайте остановимся на ней подробнее. Его ценит то, что он имеет четкую структуру, похожую на план урока в музыкальной школе. Сразу понятно, над чем именно вы будете работать в том или ином разделе.

Рекомендуется начать с самого простого – интервальных тренировок. Сначала предлагается ознакомиться с теорией и терминами, которые будут использоваться в заданиях, а затем приступить к выполнению заданий:

  • использовать интервальов;
  • определение интервалов;
  • пение интервалов;
  • чтение интервалов.

Желающие глубже углубиться в тему могут перейти к упражнениям на гаммах и аккордах. Также будет теоретическая часть и практические тесты. В отдельном разделе выносы выносятся на ритм. Pomimo teori есть следующие практические задания:

  • чтение ритма;
  • диктовка ритма;
  • идеальная ритма.

Из русскоязычных сервисов со схожим функционалом можно упомянуть GNU Solfege. В английском сегменте тоже есть хорошие варианты. Это, в частности, программы EarToner, InPitch, Tete.

Если эти программы для вас слишком сложны, можно начать с более простой версии. Например, играть ноты на музыкальном инструменте и одновременно петь их. При отсутствии музыкального инструмента можно скачать онлайн пианино (симулятор фортепиано). Клавиши раскладываются вдоль широкой стороны экрана планшета или смартфона и в принципе комфортно играть на планшете (лучше 10-дюймовом).

Тем, кто совсем не умеет играть и даже не знает нот, мы рекомендуем приложение Perfect Piano. В настройках вы можете установить удобное для вас количество клавиш на экране, подписать ноты на клавишах, добавить эффект электропианино или синтезатора, контролировать длительность нот. Белое поле над затемненными клавишами вверху экрана можно переместить вправо или влево, чтобы на экране отображались клавиши с более низким (левым) или более высоким (справым) звуком:

Что такое музыкальный слух

Начать тренировку музыкального слуша можно стандартно, как в музыкальной школе: с гаммы до-мажор. Это просто все последовательные белые клавиши, начинающиеся с ноты «до». Новичкам для простоты рекомендуется подписывать записи как do, re, mi, fa, sol, la, si, do. Этот вариант обозначения можно выбрать в настройках. Именно эти ноты нужно один раз сыграть и пропеть в такой последовательности:

Что такое музыкальный слух

упражнение можно усложнить: пропевайте гаммы не только по прямой, но и в обратном порядке, играйте на всех клавишах подряд, белых и черных, играйте и пойте до-ре-до, затем до-ми-до, затем до-фа-до и так далее

Чтобы проверить, насколько точно вы попадаете в ноты, рекомендуется скачать Pano Tuner. После установки и начала работы необходимо разрешить программе доступ к микрофону. Так программа подхватит звуки и покажет, какую ноту вы сейчас взяли. Вы, соответственно, получаете визуальную возможность контролировать, удалось ли вам попасть в ту заметку, которую вы хотели сделать, или нет.

В Pano Tuner выполненный месяц стандартное общение нот С («до»), D («ре»), E («ми»), F («фа»), G («соль»), A («ля») , Б («сказать»). Новички часто задаются вопросом: почему первая нота октавы обозначается буквой С, а не буквой А? Дело в том, что когда буквенная система обозначения только начала зарождаться, музыкальную гамму было принято начинать с ноты «ля», а не с ноты «до», как сейчас. Поэтому буква А получила ноту «ля» и была присоединена к ней позже.

Если вам это кажется сложным, вы можете просто записаться на занятие к профессиональному преподавателю музыки. Если вы живете в маленьком городе, где нет возможности найти учителя музыки, вы можете поискать онлайн-уроки. Такие занятия доступны везде, где есть доступ в Интернет.

Но неважно, занимаетесь ли вы этим сами или с педагогом, принципы успешной работы по развитию музыкального слуха будут общими. Если короткое изложение обоных онлайн-учебников по сольфеджио, есть 3 устройства типа упражнений для размещения музыкального шлюза.

Вся суть сольфеджио за 3 минуты:

  1. Последующее воспроизведение ноты – вы играете ноты одну за другой и поете то, что слышите.
  2. Одновременное звучание нот с необходимостью вычленить на слух на шулх на стух — одновременно будут проигрываться 2 или 3 ноты (одинаковые 2-3 раза подряд), причем вы должны последовательно пропеть каждую из звучащих нот.
  3. Акапельное пение – вы очень играете ноту/ноты, вы поном добавили эту ноту/эти ноты без музыкального опровождения по памяти.

После того, как эти упражнения перестанут вызывать затруднения, можно переходить на более сложный уровень. Например, попробуйте подобрать на слух мелодию из любимой песни, используя музыкальный инструмент или Perfect Piano. Далее можно попробовать спеть отрывок из песни, контролируя попадание нот с помощью Pano Tuner.

Развитию музыкального прослушивания помогает «музыкальное наблюдение»: попробуйте услышать, какие музыкальные инструменты звучат в той или иной композиции, а затем сопоставьте свои догадки с реальностью, просмотрев запись живого исполнения. Постарайтесь на слух отличить бэк-вокал от дабл-трека. Для справки: дабл-трекинг – это когда партии вокала или инструментов записываются дважды и более, а затем накладываются друг на друга.

Итак, давайте рассмотрим советы по развитию музыкального слуха:

  1. Самостоятельное обучение с помощью компьютерной программы или специального мобильного приложения.
  2. Самостоятельное обучение на музыкальном инструменте или симуляторе музыкальных инструментов.
  3. Занятия с преподавателем музыки или вокала.
  4. Подбор мелодий на слух при использовании инструментов или симуляров.
  5. Исполнение песен и мелодий с контролем взятия нот.
  6. Анализ инструментальных партий музыкального произведения на слух.
  7. Анализ вокального оформления музыкального произведения.

Отдельная тема – развитие музыкального слуха у ребенка. Маленькие дети в силу возраста не могут самостоятельно сконцентрироваться на занятиях, поэтому лучше всего организовывать их в игровой форме.

Как развивать музыкальный слух у ребенка 2-5 лет:

  1. Предлагайте послушать разную музыкальную композицию (детские песни, поп, блюз), а затем обсудить нюансы звучания композиции (быстрое или медленное), эмоциональную подоплеку (веселую или грустную).
  2. Предлагать угадать угадать продукт по звуку (траясти пакета с крупной, звенеть ключами, тучать по дереву и так далее)
  3. Обратите внимание ребенка на звуки окружающего мира (шелест травы, плеск воды, шум мотора автомобиля).
  4. Предлагать ребенку подражать звукам образного мира (избрать как мияукает кошка, лает собака, заводия моциклос).
  5. Подарить ребенку игрушечные музыкальные инструменты (бубен, гитара, саксофон и т.п).
  6. Покажите ребенку, как отбивать ритм музыки, как попадать в такт, предлагать похлопать в такт мелодии.
  7. Разучите вместе с ребенком простые детские песенки.

Эти простые и веселые действия помогут не только развить у ребенка музыкальный слух, но и познакомят его с волшебным миром музыки и подготовят ко многим видам деятельности, где наличие музыкального слуха будет большим преимуществом. Более того, научные исследования убедительно доказывают, что занятия сольфеджио способствуют успехам в математике. В частности, подобные наблюдения изложены в работе «Развитие музыкального слуху у участящих ДМШ на уроках сольфеджио» [Е. Ежова, 2007].

Если ваш ребенок демонстрирует способности выше среднего, можно порекомендовать произведение «Развитие звуковысотного слушания детей в певческой оставке в певческой оставке» [И. Ильина, Е. Михайлова, 2015]. Подходящие песни и упражнения, подходящие для детей, можно найти в произведении «Развитие музыкального слушания учащихся детской музыкальной школы на образовательных сольфеджио» [К. Малинина, 2019].

В общем, независимо от того, обладаете ли вы или ваши дети музыкальным слухом, всегда можно найти возможность совершенствовать и совершенствовать навыки в этой области. Если вы решите сделать это самостоятельно, обязательно пройдите наш курс «Лучшие методы самообразования», где за 5 недель вы сможете повысить эффективность изучения практически любой школьной или университетской дисциплины, иностранного языка и любой новой для вас информации.

Желаем вам удачи и до скорых встреч!

Оцените статью
Добавить комментарий