Что такое мораль

С чем лично у вас ассоциируется слово «мораль»? С негласными нормами поведения в обществе? С христианской моралью и этикой? С чьим-то раздраженным «хватит морализировать»? С басней Крылова, содержащей строчку «мораль этой басни такова»? А может быть, вы уже давно на пенсии и еще помните «Моральный кодекс строителя коммунизма»? Вы правы во всех случаях!

Мораль: что это такое и зачем она нужна?

Так или иначе, во всех действиях и общении всегда присутствует какая-то мораль, даже если этот термин напрямую никто не использует. Сегодня мы поговорим об этом подробно, а пока скажем, что научиться строить эффективное общение можно, освоив наши специальные программы «Лучшие техники общения» и «Построение отношений». Полтора-два месяца, потраченные на каждую из программ, значительно улучшат ваши коммуникативные навыки, а сегодняшняя статья даст представление и понимание многих не столь очевидных нюансов общения.

Исторический экскурс

Чтобы понять, что такое мораль или моральные нормы, нам понадобится небольшой исторический экскурс. Понятие морали как таковое было предложено древнеримским политиком и философом Марком Туллием Цицероном (106-43). Термин происходит от латинского моралитас, что переводится как «мораль». Кстати, это слово в какой-то степени созвучно латинскому mores, что означает «поведение». Таким образом, уже в самой терминологии заложена связь между поведением и нравственностью человека.

Конечно, это не значит, что до Цицерона никто не задавал вопросов о морали, не пытался понять, что это такое и существуют ли какие-либо моральные правила, общие для всех людей. В этой связи весьма интересны наблюдения древнегреческого философа Пиррона (360-275). Сразу оговоримся, что лично Пиррон не писал философских трактатов и никак не фиксировал своих наблюдений. Поэтому о его взглядах мы можем судить лишь по запискам современников и произведениям более поздних писателей, заинтересовавшихся его наследием.

Считается, что именно Пиррону пришла в голову мысль о том, что нет оснований считать какие-то нормы поведения более правильными для всех, а какие-то менее правильными. То, что считается аморальным здесь и сейчас, может быть нормой для другого времени и общества с другими традициями и образом жизни. На эту идею ссылается автор научной работы. Что думал Пиррон о природе божественного и добра? («Что думал Пиррон о природе божественного и добра?») [Р. Бетт, 1994].

В принципе, так и есть, и если бы современные защитники природы смогли увидеть древнюю охоту на мамонтов вживую, они наверняка отметили бы такое занятие позором, оставив на прокорм нашим далеким предкам лишь верхушки и корни различных растений.

Эти взгляды, ставящие под сомнение само существование оснований для суждения о чем-то правильном или неправильном, в конечном итоге стали основой принципа морального релятивизма, провозглашающего, что абсолютного добра и зла не существует, как не существует единого объективного критерия морали. Термин «моральный релятивизм» имеет латинские корни и происходит от латинского relativus, что переводится как «относительный». Подробнее о принципе морального релятивизма вы можете прочитать в статье «Моральный релятивизм» [А. Круглов, 2011].

Моральный нигилизм идеологически близок моральному релятивизму. Единственное отличие — больший радикализм постулатов. Таким образом, моральный нигилизм не признает не только абсолютного толкования добра или зла, но даже возможности субъективной оценки чего-либо как плохого или хорошего. С точки зрения морального нигилизма, мораль – это всего лишь набор условных правил, согласно которым можно адаптироваться к обществу, добиться определенных успехов и получить некоторые материальные блага. Ни о каком логическом обосновании принципов морали не может быть и речи в принципе.

Конечно, в этом есть доля правды, но все хорошо в меру. Моральный релятивизм и моральный нигилизм в крайних формах приводят к философии вседозволенности, обесценивают мораль как таковую и могут привести к правовым проблемам. Эта тема затронута в работе La Bureaucratie Rasionalelle et la Crise de la Culture («Рациональная бюрократия и кризис культуры») [В. Порус, 2013].

В свою очередь моральному релятивизму противостоит моральный абсолютизм, согласно которому существуют определенные абсолютные нормы морали, остается только найти их и неуклонно им следовать. Это далеко не всегда возможно, что наглядно показано в статье «Моральный абсолютизм и проблема тяжелых случаев» («Моральный абсолютизм и проблема тяжелых случаев») [Т. МакКоннелл, 1981]. Кроме того, о взлетах и ​​падениях в научном поиске решения проблемы можно прочитать в работе «Моральный абсолютизм: общая характеристика и современные подходы» [Г. Мехед, 2015].

В некотором смысле принцип морального универсализма или морального объективизма имеет что-то общее с моральным абсолютизмом. Ключевая идея заключается в том, что создание системы моральных ценностей, универсальной и не зависящей от страны, нации, религии, пола, расы, не только возможно, но и необходимо. В некотором смысле принцип морального универсализма закреплен во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 году [ООН, 1948]. Как минимум, этот документ учитывает основные принципы прав и свобод граждан.

Итак, мы поняли в самом общем виде основные подходы к вопросу о морали и установили, что мораль и поведение человека тесно связаны. Теперь мы готовы попытаться получить общее представление о морали.

Что такое мораль

Мораль – это совокупность принятых в обществе представлений о добре и зле, добре и зле, нравственном и безнравственном. В соответствии с этими представлениями моральные нормы подразумевают определенный свод правил поведения в обществе. Именно такая трактовка и определение и являются источником разногласий и споров о том, какой мораль должна быть в обществе и какие правила можно считать правильными.

Во-первых, каждое общество неоднородно, по крайней мере, с точки зрения возраста и социального состава. То, что может быть приемлемо среди малообразованных и трудолюбивых людей, неприемлемо среди бомонда. То, что является нормой среди подростков, будет воспринято с непониманием взрослыми. Более того, типичные соответствия и связи, сложившиеся благодаря культурным закономерностям в массовом сознании, зачастую позволяют идентифицировать ту или иную ситуацию.

В качестве примера можно привести странный случай в зоопарке Линкольншира (Великобритания), где пять попугаев, находящихся на карантине, не только освоили ненормативную лексику, используемую обслуживающим персоналом, но и научились имитировать человеческий смех, который они слышали после каждого нецензурного слова. В данном случае интересна даже не сама ситуация, а комментарий директора зоопарка, который сравнил происходящее с «клубом пожилых работников, где все смеются и ругаются» [МК.ру, 2020]. Как мы понимаем, если бы он назвал это все клубом молодых ученых, его бы никто не понял.

Во-вторых, какая-то универсальная общественная мораль невозможна на все времена в силу того, что общество постоянно развивается и меняется, меняются и принятые в обществе нормы морали. То, что было неприемлемо в XIX веке, не вызывает вопросов в XXI веке, причем в ряде областей. И речь даже не идет о том, что в 19 веке девушка из дворянского рода не могла «выйти на улицу» без корсета, а в 21 веке мини-юбку можно легко надеть, в том числе в учебное заведение и на работу. В XIX веке сам факт поступления девушек в высшее учебное заведение вызывал много вопросов.

Приведем в качестве примера биографию известного итальянского врача, педагога и психолога Марии Монтессори (1870-1952). Ей было отказано в приеме в техникум, потому что там могли учиться только юноши, а принять ее на медицинский факультет согласились не сразу, поскольку в Италии XIX века профессия врача была чисто мужской [АНО Система Монтессори, 2020]. Сегодня это кажется диким, ведь сейчас среди врачей женщин уже давно больше, чем мужчин, а среди инженеров различных специальностей тоже немало женщин.

И, наконец, для разных типов обществ моральные нормы заметно различаются в зависимости от традиций и доминирующей религии. Думается, не стоит здесь и сейчас долго объяснять, чем традиционная одежда восточной женщины отличается от повседневного стиля европейки, насколько легче доступ к образованию в развитых странах, чем в странах «третьего мира» мире», и каковы пределы дозволенного «у нас» и «у них». При этом может возникнуть вопрос о нарушении не только моральных норм, но и правовых норм, поскольку право и мораль «с ними» связаны самым непосредственным образом.

Для примера возьмем новости из Объединенных Арабских Эмиратов, которые появились в апреле 2021 года, где 12 девушек были арестованы за то, что они фотографировались без одежды со спины [BBC, 2021]. Даже в такой открытой для европейских туристов стране, как ОАЭ, это является достаточным основанием для судебного преследования, несмотря на то, что фотосъёмка происходила без свидетелей. В любом другом европейском государстве это только расстроило бы пенсионеров и религиозно настроенных граждан. В остальном вполне достаточно того, что такие фотосессии проходят не на общественном пляже и в присутствии несовершеннолетних.

Мы видим, что мораль можно представить как совокупность принятых в обществе представлений о добре и зле, добре и зле, нравственном и безнравственном. Однако эти идеи и вытекающие из них правила поведения не могут быть установлены раз и навсегда, поскольку общество и люди, живущие в нем, со временем меняются.

Более того, эти правила не могут быть одинаковыми для всех даже сегодня и в настоящий момент, поскольку в разных государствах сложились разные традиции и представления о моральных нормах. И даже внутри одной страны, в разных социальных слоях представления о границах допустимого могут различаться. Повторим важнейшие причины, по которым невозможны единые моральные нормы для всех и навсегда:

  • Разница в традициях у разных народов и государств.
  • Неоднородность общества внутри страны и нации.
  • Динамичное социальное развитие во времени и исторической перспективе.

Выше мы уже упоминали, что в XIX веке девушка из дворянской семьи не могла «выйти на улицу» без корсета, но это правило не распространялось на девушек из простых семей, занимавшихся физическим трудом, поскольку корсет сковывает движения и мешает работе.

Можно вспомнить и ставшие устойчивыми фразы, такие как «буржуазная мораль», «христианская мораль». Интуитивно мы все понимаем, что поведенческие установки бизнесмена отличаются от того, что бабушка считает правильным, каждое воскресенье ходя в церковь, отмечая все церковные праздники и соблюдая пост, а иногда и по довольно банальной причине нехватки денег на еду. Собственно, общество этого и не скрывает – что для одних «10 заповедей», а для других главное – прибыль и, в лучшем случае, часть социальной ответственности бизнеса.

Тем не менее, при всех различиях времен, народов, религий и традиций, попытки сформировать свод универсальных для всех моральных принципов предпринимались постоянно на протяжении всей истории, в том числе и во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 году. ООН, 1948. За что? И действительно ли это необходимо? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно понять, зачем нам в принципе нужна мораль.

Зачем нужна мораль

Как мы уже выяснили ранее, мораль тесно связана с поведением человека. Моральные нормы выступают регулятором повседневных отношений между людьми, отклонения от общепринятых в обществе или какой-либо части общества норм категорически осуждаются и в тяжелых случаях могут привести к социальной изоляции такого «нарушителя». В особо сложных случаях, когда нормы морали и права в государстве практически идентичны, несоблюдение моральных норм грозит уголовным преследованием.

Тогда возникает вопрос: зачем обществу нужен такой регулятор и «объединитель» отношений? Дело в том, что так или иначе, но люди в обществе вынуждены взаимодействовать. И не только внутри своего социального слоя, но и с представителями других социальных групп. Итак, бизнесу нужны сотрудники, фабриканту нужны работники, способные выполнять тяжелую физическую работу. Профессор не всегда может сам починить розетку или кран, и тогда ему приходится общаться с человеком, который умеет это делать, но не обязательно столь же начитанным и образованным.

Еще сложнее обстоит ситуация, когда вам приходится общаться с иностранными гостями и партнерами или выезжать в другую страну в командировку. Как мы неоднократно упоминали, в разных странах сформировались разные культурные традиции и актуальны разные моральные правила. Их обида в любом случае будет воспринята как неодобрение, хотя есть понимание, что иностранец может ничего не знать. Вот почему деловой этикет требует ознакомиться с обычаями и традициями страны еще до того, как вы сядете в самолет, направляющийся в далекую страну.

Для того чтобы представители всех социальных групп и жители разных стран могли мирно сосуществовать и продуктивно взаимодействовать, нужны единые регуляторы поведения или общепринятые нормы, понятные и соблюдаемые всеми людьми, независимо от их социального статуса и материального достатка. Моральные нормы действуют как регулятор.

Условно говоря, в моем кругу работники могут сколько угодно ругаться, но в глазах заказчиков услуг они должны быть вежливы. Молодые красивые девушки могут надеть самую короткую юбку в мире в ночной клуб или на прогулку, но в офисах крупных компаний и банковской сфере необходимо соблюдать деловой стиль, чтобы не оскорбить мнение людей, у которых может быть меньше раскрепощенный ум, но заметно больше денег, и принимать инвестиционные решения, в том числе исходя из своего субъективного впечатления о компании.

Аналогично, любой человек может ходить в любой форме и фотографироваться в любой одежде или без дома, но он не может ходить или фотографироваться так, как ему хочется в чужой стране, если законы этой страны не вполне толерантны к проявлениям личной свободы личности к которому мы привыкли. В чужой стране следует уважать принятые на ее территории нормы и правила морали, как предписанные законом, так и существующие кулуарно.

Такое понимание морали позволяет использовать этот термин как синоним слова «этика». Собственно, когда речь идет о деловой этике, медицинской этике, журналистской этике, имеется в виду именно свод правил поведения для конкретной профессиональной группы. Что будет, если от этих норм, пусть и условных и не всегда где-то закрепленных, полностью отказаться?

Нетрудно предположить, что вести честный бизнес станет невозможно, концепция корпоративной социальной ответственности будет забыта, сохранить в тайне сугубо частную информацию о своем здоровье станет заметно сложнее, а пресса начнет выходить в эфир и распечатать то, что они хотят. Есть, конечно, суды и административные меры, но в условиях полного беззакония этого будет физически недостаточно для защиты прав граждан на неприкосновенность частной жизни и элементарного уважения к собственной личности.

Тем не менее систематически предпринимаются попытки «отрицать» общепринятые моральные нормы как регуляторы поведения людей. Выше мы уже упоминали о принципах морального релятивизма и морального нигилизма. В значительной степени с ними перекликается моральный скептицизм или теория моральных ошибок (англ. Автор теории — философ из Австралии Джон Маки, свои взгляды он изложил в работе Ethics: Inventing Right and Wrong («Этика: Изобретая правильное и неправильное») [Дж. Маки, 1977].

Если в двух словах, то, согласно этой теории, морали как таковой вообще не существует, и то, что люди называют моралью, есть не что иное, как их изобретение. В этом ее отличие от некоторых наук, где объективная закономерность существует независимо от сознания. Джон Макки приводит пример того, что атом существовал всегда, и вопрос о его поиске и открытии был чисто техническим и решался, когда научно-технический прогресс достиг того уровня, когда открытие атома стало возможным. В связи с этим поиск универсальных или абсолютных норм морали невозможен, поскольку морали не существует, и невозможно найти нормы того, чего не существует [Дж. Маки, 1977].

В принципе, теория моральной ошибки практична в ряде случаев. Например, когда диктаторам необходимо оправдать угнетение, а злоумышленники берутся объяснить своему народу, что убивать во имя лучшего будущего — это хорошо. Однако полный отказ от морали, как предполагают авторы теории моральных ошибок, приведет к анархии, поскольку одних правовых институтов недостаточно для регулирования условий в обществе.

Хотя мы признаем, что моральные нормы весьма условны, мы должны в то же время признать, что они все еще необходимы. Поэтому даже среди сторонников теории моральных ошибок многие считают, что мораль повсеместна и многогранна. Таким образом, ее влияние ощущается даже тогда, когда речь идет о решении такой, казалось бы, чисто научной проблемы, как борьба с изменением климата, о чем заявил австрийский философ Томас Пельцлер в своей работе «Влияние морали на действия против изменения климата». [Т. Пёльцлер, 2018]. Поэтому кричать о бесперспективности морали – дело неблагодарное, а саму теорию моральных ошибок следует применять исходя из контекста ситуации.

Итак, мы нашли множество причин, по которым обществу нужна мораль. Наконец, с определенного возраста люди перестают верить в Деда Мороза и другие сказки, но это вовсе не повод отказываться от сказок вообще, перестать писать, издавать и читать сказки для детей. Любой дипломированный психолог назовет целый список причин, почему сказки полезны детям: они развивают мышление, воображение, творческое восприятие и так далее. Так почему бы не позволить морали стать своего рода «приключением для взрослых»?

Кстати, именно такой подход отстаивают представители морального фикционализма (от слова «фикшн»). Философ Ричард Джойс, известный своими работами в области моральной психологии, считается сторонником принципов морального фикционализма. Свое видение проблемы он изложил в книге «Моральный фикционализм». Как получить свой торт и одновременно его съесть [Р. Джойс, 2019]. Будут ли люди в этом случае следовать морали, если основывать утверждение, что это все сказки? Скорее всего, да, ведь сказки имеют и воспитательное значение, и с помощью сказок можно внушить детям, что друзьям нужна помощь, надо уважать старших, отвергать зло и несправедливость.

Кроме того, нам знакомы такие метафоры, как мораль, добро, зло, любовь, ненависть, и с их помощью мы можем передавать необходимую информацию и успешно общаться. Чтобы общаться еще более успешно, мы рекомендуем вам пройти наши программы «Лучшие методы общения и построения отношений», но только после прочтения этой статьи. Продолжая тему, скажем, что как только общество осознает избыточность любых ограничительных моральных норм, начинается постепенный процесс отказа от них.

Так, если в прежние века считалось нормой сжигать учёных и целителей на кострах инквизиции за то, что их взгляды противоречат церковным догматам, то со временем государство и церковь перешли к более цивилизованным формам обсуждения. Судя по всему, избавление от запрета церкви займет очень много времени, да и как тут не вспомнить практику отделения церкви от государства, принятую в СССР. Страны, где подобные шаги еще никогда не предпринимались, вынуждены бороться с засильем религиозных догм, что называется, «по пунктам».

Например, в Италии только в апреле 2021 г была отменена цензура фильмов по моральным и религиозным мотивам, действовавшая более ста лет с 1914 г. [The Guardian, 2021]. Напомним, что годом рождения кинематографа считается 1895 год, а потому итальянское кино прожило без церковной цензуры лишь первые два десятилетия своей жизни.

Подсчитано, что в послевоенные годы в Италии цензуре подверглись 274 фильма итальянского производства, 130 фильмов американского производства и 321 фильм, снятый в других странах. Среди «жертв» оказались произведения великого Федерико Феллини и номинированный на «Оскар» фильм Бернардо Бертолуччи «Последнее танго в Париже», который содержал вполне приемлемые для аудитории 18+ эротические сцены.

В контексте всего вышесказанного остается один вопрос: возможны ли еще какие-то моральные нормы, универсальные для атеистов и верующих, бизнесменов и служащих, пенсионеров и подростков и других различных социальных групп в разных странах на разных континентах?

Возможно, ответом могло бы стать так называемое «золотое правило морали»: не делай другим того, чего не хотел бы, чтобы делали тебе. Можно, в соответствии с веяниями времени, убрать из формулировки предлог «не» и сказать иначе: поступай по отношению к другим так, как хочешь, чтобы они поступали по отношению к тебе. Действительно, формулировок много, но суть одна: «золотая мораль» рекомендует измерять каждое свое действие тем, как человек воспринял бы подобное действие по отношению к себе.

Максимальное количество формулировок и упоминаний о золотом правиле нравственности с древнейших времен до наших дней собрано в статье доктора философских наук Абдусалама Гусейнова «Золотое правило нравственности» [А. Гусейнов, 2003]. В последующие годы Абдусалам Гусейнов развил свои наблюдения в работе «Золотое правило морали по Конфуцию» [А. Гусейнов, 2018]. Помимо прочего, исследователь отмечает, что это правило учит людей не делать того, что они осуждают в поведении других людей.

Еще больше вы узнаете из статьи «Нравственность: многообразие понятий и значений», где автор собрал мнения многих исследователей относительно рассматриваемой проблемы [О. Зубец, 2012]. Основные аспекты и градации мнений мы уже рассмотрели, но если вас интересуют более мелкие детали и более глубокие исторические экскурсы, прочитать стоит.

Кажется, мы в целом разобрались, что такое мораль и зачем она нам нужна. Мы хотим, чтобы нормы морали работали исключительно в вашу пользу и никогда не обременяли вас излишествами…

Оцените статью
Добавить комментарий