Формирование и развитие личности

Личность — системное качество личности, приобретенное им в ходе культурно-исторического развития (А. Н. Леонтьев). Как личность человек проявляется в системе отношений. Однако отношения, в свою очередь, влияют на формирование личности. Какие еще закономерности можно выделить в развитии личности и какие факторы влияют на ее формирование – давайте выясним.

Детерминанты развития

Детерминанты – это факторы и условия, играющие ведущую роль в развитии чего-либо. В нашем случае это ведущие факторы формирования личности.

Наследственность

В статье «Понятие личности в психологии: сущность и структура» мы установили, что феномен человека как личности предполагает рассмотрение обоих элементов: биологического и социального. Врожденные качества человека, то есть темперамент и конституция тела, наклонности и прочее, несомненно, способствуют формированию личности.

  • Первоначально в теориях личности придерживался только такого подхода. Считалось, что наследственность передает гены, гены формируют гормональный фон, который – физика и психика, они же – придают форму личности.
  • Несколько позже стало ясно, что индивидуальные особенности способствуют, но большее влияние на формирование личности оказывают социальные факторы.

Окружение

Личность формируется под влиянием психологии группы, с членами которой она находится на равных. Среда влияет на формирование личности через:

  • культура;
  • установки;
  • нормы и ценности семьи, круга общения, других социальных групп;
  • единица страны.

Социальная среда конституирует характер, который является одним из элементов структуры личности.

Интересный факт: научно доказано, что даже порядок рождения ребенка играет важную роль в формировании личности. Так у детей, рожденных первыми и позже, больше шансов иметь брата или сестру:

  • заботится о социальном принятии или неприятии;
  • трудолюбивый и ответственный;
  • склонен к сотрудничеству, подчинению властям;
  • не пытайтесь нарушать правила;
  • отличается амбициозностью;
  • склонен к чувству вины и тревоге.

Ситуация

Этот фактор не так давно стали выделять в отдельную категорию. Оно должно сдерживать в человеке как социальное, так и естественное. Это своего рода регулятор личности.

  • Не секрет, что некоторые ситуации диктуют стиль поведения и границы допустимого или неприемлемого. Чем чаще человек оказывается в ситуации вынужденного поведения, тем легче ему постоянно проявлять себя в такой форме.
  • Однако именно в силу ситуативности нельзя судить о личности человека изолированно.

В настоящее время предпринимаются попытки выявить конкретные ситуации, их описания и суть их влияния на человека. Но на практике это сделать очень сложно. До сих пор для оценки личности еще необходимо иметь информацию о ее поведении в разных ситуациях.

Деятельность как условие формирования личности

Главным условием формирования личности является деятельность:

  • работа,
  • образовательный,
  • игра,
  • коммуникация.

Каждая деятельность специфична и играет определенную роль в развитии человека, удовлетворяет его возрастные потребности, развивает определенные компоненты личности. Подробнее о деятельности вы можете прочитать в статье «Деятельность человека – что это такое в психологии. Виды деятельности и их характеристики».

Кто такая сформированная личность

Взаимодействие с миром

Психология доказала, что человек не рождается, а становится. Однако вопрос о том, кого можно считать личностью, остается открытым. До сих пор не существует единого перечня требований, описания характеристик или классификации критериев. Но можно выделить некоторые черты, характерные для сформировавшейся личности.

  1. Активность. Оно предполагает произвольность деятельности, способность контролировать жизнь в любой ситуации.
  2. Субъективность. Оно предполагает контроль над своей жизнью и ответственность за выбор, то есть роль автора жизни.
  3. Предвзятость. Умение оценивать окружающую действительность, принимать что-то или не принимать, то есть не быть равнодушным к миру и своей жизни.
  4. Осведомленность. Умение выражать себя в социальных формах.

Критерии развития

Из вышесказанного можно выделить критерии развития личности, или личностного роста:

  • усиление субъективности;
  • целостность и интеграция в мире;
  • рост производительности;
  • развитие умственных (духовных) качеств и способностей.

Характерной особенностью зрелой личности является преодоление эгоцентризма и приобретение широкой идентичности (способность идентифицировать себя с миром, обществом, ситуациями, природой; чувство общности и понимания).

  • У детей и молодежи развитие личности оценивают по особенностям социализации и рефлексии.
  • У взрослых — способностью к самореализации, умением брать на себя ответственность и выделяться из общества, поддерживать с ним контакт.

Самосознание как отдельный компонент и признак становления личности

Самосознание (тот продукт, которым является Я-концепция) активно формируется в подростковом возрасте, хотя его зарождение начинается гораздо раньше. Оно исходит из сознания человека. Это система установок, отношение к самому себе. Подробнее о самосознании вы можете прочитать в статье «Самосознание – что это такое в психологии. Его структура и функции».

Процесс развития

Личностное развитие можно охарактеризовать через развитие системы под свои нужды. То есть человек развивается как личность, когда:

  • увеличивается продолжительность акта потребности;
  • потребности становятся осознанными и принимают социальный характер;
  • потребности перемещаются от низших к высшим (духовным, экзистенциальным).

Стадии развития личности

Целью развития личности является приобретение личной свободы. Существует несколько классификаций стадий развития личности.

Концепция Э. Эриксона

Теория Э. Эриксона мне кажется интересной с точки зрения оценки развития личности. Психоаналитик выделил 8 стадий, на которых каждый человек сталкивается с противоположными силами своей личности. Если конфликт разрешается благополучно, формируются определенные новые черты личности, то есть происходит развитие. В противном случае человека настигают неврозы и дезадаптация.

Итак, среди этапов развития личности можно выделить следующие:

  1. Контраст доверия и недоверия во всем мире (от рождения до года).
  2. Противоречие самостоятельности стыду и сомнению (от года до 3 лет).
  3. Противостояние инициативы и вины (с 4 до 5 лет).
  4. Противоречие трудолюбия и чувства неполноценности (от 6 до 11 лет).
  5. Противоречие осознания идентичности с тем или иным полом и непонимание характерного для него поведения (от 12 до 18 лет).
  6. Противоречие между стремлением к интимным отношениям и чувством изоляции от других (ранний взрослый возраст).
  7. Противостояние жизнедеятельности и сосредоточенности на своих проблемах, потребностях, интересах (средний возраст).
  8. Контраст между ощущением полноты жизни и отчаянием (поздний взрослый возраст).

Концепция В. И. Слободчикова

План жизни

Психолог рассматривал формирование личности с точки зрения развития субъектности человека по отношению к его поведению и психике.

Оживление (до года)

Характерной чертой этого этапа является знакомство ребенка со своим телом, его осознанность, что отражается в двигательных, сенсорных и социальных действиях.

Одушевление (от 11 месяцев до 6,5 лет)

Ребенок начинает определять себя в мире, для чего малыш учится ходить и пользоваться предметами. Постепенно малыш осваивает культурные навыки и умения. В 3-летнем возрасте ребенок осознает свои желания и возможности, что выражается в позиции «Я сам».

Персонализация (от 5,5 лет до 13-18 лет)

На этом этапе человек впервые осознает себя творцом (действительным или потенциальным) своей жизни. Во взаимодействии со старшими наставниками и сверстниками человек выстраивает границы идентичности, начинает понимать собственную ответственность за будущее.

Индивидуализация (от 17-21 года до 31-42 лет)

На этом этапе человек приобретает и индивидуализирует все социальные ценности, пропускает их через призму собственного мировоззрения, личностной позиции. Человек преодолевает групповые ограничения, оценки окружения и строит свое «Я». Он дистанцируется от стереотипов, стороннего мнения и давления. Впервые он сам принимает или не принимает то, что дает ему мир.

Универсализация (от 39-45 лет и далее)

Стадия универсализации характеризуется выходом за пределы индивидуальности на уровень экзистенциальности. Человек воспринимает себя как элемент всего человечества в контексте того, что было в мировой истории и что будет.

Как мы видим, развитие личности тесно связано с возрастным развитием. Но если вы обратите внимание на даты в скобках, вы увидите широкий разброс. При этом чем старше становится человек физиологически, тем больше разброс личностного развития. Отсюда возникает то, что в народе называют «развитым не по годам» или «застрявшим в развитии». Но теперь вы знаете, что, возможно, никто куда-то не застрял и не «убежал», дело в разнице между физическим и личностным развитием.

Кроме того, развитием личности можно считать изменение индивидуально-психологического пространства человека, которое включает в себя:

  • тело;
  • вокруг лично важных предметов;
  • привычки;
  • отношения, связи;
  • ценности.

Эти элементы появляются не сразу, они накапливаются по мере физического развития ребенка. Но у взрослой личности все эти элементы можно разделить. Для благоприятного развития личности важна целостность вышеперечисленных компонентов.

Жизненный путь

Структура личности формируется в течение жизни, то есть в развитии человека как субъекта собственной жизни. Цели, мотивы и ценности личности отражаются в жизненном плане, который структурирует жизненный путь.

Проще говоря, это сценарий жизни человека. По этому вопросу до сих пор нет единого мнения.

  • Некоторые исследователи (С. Л. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев), в основном отечественные, придерживаются мнения, что только один человек формирует и регулирует свой сценарий. Это значит, что он сознательно выбирает путь, но не без помощи и влияния родителей.
  • Другие исследователи (Адлер, Берн, Роджерс) придерживаются теории бессознательного. А среди ведущих факторов, определяющих сценарий, называют стиль воспитания и свои личностные особенности, порядок рождения ребенка, имя и фамилию, случайные стрессоры и ситуации, воспитание бабушек и дедушек.

Личностный рост

Личностный рост – продукт жизненного пути, оцениваемый через оценку способности личности управлять своей жизнью, строить отношения с другими людьми, отстаивать свои убеждения и воспринимать жизнь как единую во всем ее многообразии.

  • Основой для этого является размышление. Качество, которое начинает формироваться еще в детстве и предполагает анализ человеком собственных действий. Это элемент самосознания – самоанализ.
  • Вторым базовым элементом, возникающим в результате рефлексии, является индивидуальная автономия, то есть самоконтроль, принятие ответственности за свой выбор и право сделать этот выбор.

Личностный рост тесно связан с уверенностью в себе и оценкой, а точнее, это не что иное, как переход от системы внешних критериев к системе внутренних, основанных на личных убеждениях.

Послесловие

Личностное развитие – сложный и противоречивый процесс, происходящий на протяжении всей жизни. Остановка в развитии полна ухудшения и растворения личности.

Формирование личности – целенаправленный и организованный процесс. Сначала ее организуют родители и окружение ребенка, позже — сам человек и окружение.

Таким образом, формирование и развитие личности происходит в процессе взаимодействия человека с внешним миром и людьми. Но чтобы стать личностью, надо научиться устанавливать границы между пониманием «себя» и «не себя». Что это значит:

  • участие в жизни общества, но не полное растворение в нем;
  • способность сопротивляться и сохранять индивидуальность.

В последнее время актуально говорить не только о творческом элементе личности, но и о творческом начале, которое означает «быть творцом жизни».

До сих пор не решен вопрос о пределах влияния биологического и социального на человека в процессе развития личности. Генетические исследования продолжаются. Ученые не исключают, что некоторые явления, признанные приобретенными, в будущем действительно перейдут в разряд наследственных.

Оцените статью
Добавить комментарий