Личность — системное качество личности, приобретенное им в ходе культурно-исторического развития (А. Н. Леонтьев). Как личность человек проявляется в системе отношений. Однако отношения, в свою очередь, влияют на формирование личности. Какие еще закономерности можно выделить в развитии личности и какие факторы влияют на ее формирование – давайте выясним.
- Детерминанты развития
- Наследственность
- Окружение
- Ситуация
- Деятельность как условие формирования личности
- Кто такая сформированная личность
- Критерии развития
- Самосознание как отдельный компонент и признак становления личности
- Процесс развития
- Стадии развития личности
- Концепция Э. Эриксона
- Концепция В. И. Слободчикова
- Оживление (до года)
- Одушевление (от 11 месяцев до 6,5 лет)
- Персонализация (от 5,5 лет до 13-18 лет)
- Индивидуализация (от 17-21 года до 31-42 лет)
- Универсализация (от 39-45 лет и далее)
- Жизненный путь
- Личностный рост
- Послесловие
Детерминанты развития
Детерминанты – это факторы и условия, играющие ведущую роль в развитии чего-либо. В нашем случае это ведущие факторы формирования личности.
Наследственность
В статье «Понятие личности в психологии: сущность и структура» мы установили, что феномен человека как личности предполагает рассмотрение обоих элементов: биологического и социального. Врожденные качества человека, то есть темперамент и конституция тела, наклонности и прочее, несомненно, способствуют формированию личности.
- Первоначально в теориях личности придерживался только такого подхода. Считалось, что наследственность передает гены, гены формируют гормональный фон, который – физика и психика, они же – придают форму личности.
- Несколько позже стало ясно, что индивидуальные особенности способствуют, но большее влияние на формирование личности оказывают социальные факторы.
Окружение
Личность формируется под влиянием психологии группы, с членами которой она находится на равных. Среда влияет на формирование личности через:
- культура;
- установки;
- нормы и ценности семьи, круга общения, других социальных групп;
- единица страны.
Социальная среда конституирует характер, который является одним из элементов структуры личности.
Интересный факт: научно доказано, что даже порядок рождения ребенка играет важную роль в формировании личности. Так у детей, рожденных первыми и позже, больше шансов иметь брата или сестру:
- заботится о социальном принятии или неприятии;
- трудолюбивый и ответственный;
- склонен к сотрудничеству, подчинению властям;
- не пытайтесь нарушать правила;
- отличается амбициозностью;
- склонен к чувству вины и тревоге.
Ситуация
Этот фактор не так давно стали выделять в отдельную категорию. Оно должно сдерживать в человеке как социальное, так и естественное. Это своего рода регулятор личности.
- Не секрет, что некоторые ситуации диктуют стиль поведения и границы допустимого или неприемлемого. Чем чаще человек оказывается в ситуации вынужденного поведения, тем легче ему постоянно проявлять себя в такой форме.
- Однако именно в силу ситуативности нельзя судить о личности человека изолированно.
В настоящее время предпринимаются попытки выявить конкретные ситуации, их описания и суть их влияния на человека. Но на практике это сделать очень сложно. До сих пор для оценки личности еще необходимо иметь информацию о ее поведении в разных ситуациях.
Деятельность как условие формирования личности
Главным условием формирования личности является деятельность:
- работа,
- образовательный,
- игра,
- коммуникация.
Каждая деятельность специфична и играет определенную роль в развитии человека, удовлетворяет его возрастные потребности, развивает определенные компоненты личности. Подробнее о деятельности вы можете прочитать в статье «Деятельность человека – что это такое в психологии. Виды деятельности и их характеристики».
Кто такая сформированная личность
Психология доказала, что человек не рождается, а становится. Однако вопрос о том, кого можно считать личностью, остается открытым. До сих пор не существует единого перечня требований, описания характеристик или классификации критериев. Но можно выделить некоторые черты, характерные для сформировавшейся личности.
- Активность. Оно предполагает произвольность деятельности, способность контролировать жизнь в любой ситуации.
- Субъективность. Оно предполагает контроль над своей жизнью и ответственность за выбор, то есть роль автора жизни.
- Предвзятость. Умение оценивать окружающую действительность, принимать что-то или не принимать, то есть не быть равнодушным к миру и своей жизни.
- Осведомленность. Умение выражать себя в социальных формах.
Критерии развития
Из вышесказанного можно выделить критерии развития личности, или личностного роста:
- усиление субъективности;
- целостность и интеграция в мире;
- рост производительности;
- развитие умственных (духовных) качеств и способностей.
Характерной особенностью зрелой личности является преодоление эгоцентризма и приобретение широкой идентичности (способность идентифицировать себя с миром, обществом, ситуациями, природой; чувство общности и понимания).
- У детей и молодежи развитие личности оценивают по особенностям социализации и рефлексии.
- У взрослых — способностью к самореализации, умением брать на себя ответственность и выделяться из общества, поддерживать с ним контакт.
Самосознание как отдельный компонент и признак становления личности
Самосознание (тот продукт, которым является Я-концепция) активно формируется в подростковом возрасте, хотя его зарождение начинается гораздо раньше. Оно исходит из сознания человека. Это система установок, отношение к самому себе. Подробнее о самосознании вы можете прочитать в статье «Самосознание – что это такое в психологии. Его структура и функции».
Процесс развития
Личностное развитие можно охарактеризовать через развитие системы под свои нужды. То есть человек развивается как личность, когда:
- увеличивается продолжительность акта потребности;
- потребности становятся осознанными и принимают социальный характер;
- потребности перемещаются от низших к высшим (духовным, экзистенциальным).
Стадии развития личности
Целью развития личности является приобретение личной свободы. Существует несколько классификаций стадий развития личности.
Концепция Э. Эриксона
Теория Э. Эриксона мне кажется интересной с точки зрения оценки развития личности. Психоаналитик выделил 8 стадий, на которых каждый человек сталкивается с противоположными силами своей личности. Если конфликт разрешается благополучно, формируются определенные новые черты личности, то есть происходит развитие. В противном случае человека настигают неврозы и дезадаптация.
Итак, среди этапов развития личности можно выделить следующие:
- Контраст доверия и недоверия во всем мире (от рождения до года).
- Противоречие самостоятельности стыду и сомнению (от года до 3 лет).
- Противостояние инициативы и вины (с 4 до 5 лет).
- Противоречие трудолюбия и чувства неполноценности (от 6 до 11 лет).
- Противоречие осознания идентичности с тем или иным полом и непонимание характерного для него поведения (от 12 до 18 лет).
- Противоречие между стремлением к интимным отношениям и чувством изоляции от других (ранний взрослый возраст).
- Противостояние жизнедеятельности и сосредоточенности на своих проблемах, потребностях, интересах (средний возраст).
- Контраст между ощущением полноты жизни и отчаянием (поздний взрослый возраст).
Концепция В. И. Слободчикова
Психолог рассматривал формирование личности с точки зрения развития субъектности человека по отношению к его поведению и психике.
Оживление (до года)
Характерной чертой этого этапа является знакомство ребенка со своим телом, его осознанность, что отражается в двигательных, сенсорных и социальных действиях.
Одушевление (от 11 месяцев до 6,5 лет)
Ребенок начинает определять себя в мире, для чего малыш учится ходить и пользоваться предметами. Постепенно малыш осваивает культурные навыки и умения. В 3-летнем возрасте ребенок осознает свои желания и возможности, что выражается в позиции «Я сам».
Персонализация (от 5,5 лет до 13-18 лет)
На этом этапе человек впервые осознает себя творцом (действительным или потенциальным) своей жизни. Во взаимодействии со старшими наставниками и сверстниками человек выстраивает границы идентичности, начинает понимать собственную ответственность за будущее.
Индивидуализация (от 17-21 года до 31-42 лет)
На этом этапе человек приобретает и индивидуализирует все социальные ценности, пропускает их через призму собственного мировоззрения, личностной позиции. Человек преодолевает групповые ограничения, оценки окружения и строит свое «Я». Он дистанцируется от стереотипов, стороннего мнения и давления. Впервые он сам принимает или не принимает то, что дает ему мир.
Универсализация (от 39-45 лет и далее)
Стадия универсализации характеризуется выходом за пределы индивидуальности на уровень экзистенциальности. Человек воспринимает себя как элемент всего человечества в контексте того, что было в мировой истории и что будет.
Как мы видим, развитие личности тесно связано с возрастным развитием. Но если вы обратите внимание на даты в скобках, вы увидите широкий разброс. При этом чем старше становится человек физиологически, тем больше разброс личностного развития. Отсюда возникает то, что в народе называют «развитым не по годам» или «застрявшим в развитии». Но теперь вы знаете, что, возможно, никто куда-то не застрял и не «убежал», дело в разнице между физическим и личностным развитием.
Кроме того, развитием личности можно считать изменение индивидуально-психологического пространства человека, которое включает в себя:
- тело;
- вокруг лично важных предметов;
- привычки;
- отношения, связи;
- ценности.
Эти элементы появляются не сразу, они накапливаются по мере физического развития ребенка. Но у взрослой личности все эти элементы можно разделить. Для благоприятного развития личности важна целостность вышеперечисленных компонентов.
Жизненный путь
Структура личности формируется в течение жизни, то есть в развитии человека как субъекта собственной жизни. Цели, мотивы и ценности личности отражаются в жизненном плане, который структурирует жизненный путь.
Проще говоря, это сценарий жизни человека. По этому вопросу до сих пор нет единого мнения.
- Некоторые исследователи (С. Л. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев), в основном отечественные, придерживаются мнения, что только один человек формирует и регулирует свой сценарий. Это значит, что он сознательно выбирает путь, но не без помощи и влияния родителей.
- Другие исследователи (Адлер, Берн, Роджерс) придерживаются теории бессознательного. А среди ведущих факторов, определяющих сценарий, называют стиль воспитания и свои личностные особенности, порядок рождения ребенка, имя и фамилию, случайные стрессоры и ситуации, воспитание бабушек и дедушек.
Личностный рост
Личностный рост – продукт жизненного пути, оцениваемый через оценку способности личности управлять своей жизнью, строить отношения с другими людьми, отстаивать свои убеждения и воспринимать жизнь как единую во всем ее многообразии.
- Основой для этого является размышление. Качество, которое начинает формироваться еще в детстве и предполагает анализ человеком собственных действий. Это элемент самосознания – самоанализ.
- Вторым базовым элементом, возникающим в результате рефлексии, является индивидуальная автономия, то есть самоконтроль, принятие ответственности за свой выбор и право сделать этот выбор.
Личностный рост тесно связан с уверенностью в себе и оценкой, а точнее, это не что иное, как переход от системы внешних критериев к системе внутренних, основанных на личных убеждениях.
Послесловие
Личностное развитие – сложный и противоречивый процесс, происходящий на протяжении всей жизни. Остановка в развитии полна ухудшения и растворения личности.
Формирование личности – целенаправленный и организованный процесс. Сначала ее организуют родители и окружение ребенка, позже — сам человек и окружение.
Таким образом, формирование и развитие личности происходит в процессе взаимодействия человека с внешним миром и людьми. Но чтобы стать личностью, надо научиться устанавливать границы между пониманием «себя» и «не себя». Что это значит:
- участие в жизни общества, но не полное растворение в нем;
- способность сопротивляться и сохранять индивидуальность.
В последнее время актуально говорить не только о творческом элементе личности, но и о творческом начале, которое означает «быть творцом жизни».
До сих пор не решен вопрос о пределах влияния биологического и социального на человека в процессе развития личности. Генетические исследования продолжаются. Ученые не исключают, что некоторые явления, признанные приобретенными, в будущем действительно перейдут в разряд наследственных.