Тот, кто регулярно смотрит новости по центральным телеканалам, наверняка заметил, какое внушительное пространство занимает блок международных мероприятий. Нам рассказывают о международном сотрудничестве России с различными странами и очередных санкциях против нашего государства. Если где-то проходит международный форум или межправительственные переговоры, нам об этом расскажут. Если мы подпишем международное соглашение о сотрудничестве в важной для нас сфере, новости обязательно об этом расскажут.
Сегодня мы не будем вдаваться в такие нюансы, как полнота информации или возможная в некоторых случаях необъективность изложения. Сегодня мы говорим о том, что политическое и экономическое сотрудничество между государствами – это очень важная сфера, влияние которой на нашу жизнь достаточно велико. Некоторые последствия затрагивают нашу жизнь и наши кошельки практически сразу, когда речь идет о военных операциях или санкциях. Некоторые из них будут иметь долгосрочные последствия для будущих поколений, например, в области экологии и ограничений выбросов в атмосферу.
Поэтому будет полезно понять, что такое международное сотрудничество, что такое сотрудничество между странами, в чем суть сотрудничества. При этом стоит помнить, что любое сотрудничество – это прежде всего общение вполне конкретных людей. Итак, если вы пройдете наши программы «Лучшие техники общения» и «Психология отношений», вам будет легче понять, что происходит как в высших сферах, так и в сознании вашего собеседника.
Итак, давайте начнем!
Международное сотрудничество: что это такое
Давайте сначала посмотрим, что означает термин «сотрудничество». Это процесс совместной деятельности по всем направлениям. Обычно считается, что такое взаимодействие взаимовыгодно и в процессе такой совместной деятельности каждый участник достигает каких-то своих целей.
Соответственно, международное сотрудничество – это взаимодействие двух и более стран в различных сферах: наука, образование, туризм, здравоохранение, военно-промышленный комплекс и т.д. Это может быть совместное или взаимосогласованное производство, взаимные гарантии рисков и инвестиций, взаимное признание дипломов об образовании и сертификатов о прививках от ковида и многое другое.
В результате каждая сторона получает различные материальные или нематериальные выгоды: доступ к товарам и технологиям, продажу товаров и технологий, свободное движение капитала, научных кадров, туристов, экономию при совместном развитии или использовании ресурсов.
Бывает, что для какой-то стороны преимущество не очевидно, а условия сотрудничества невыгодны. Однако это только на первый взгляд. Например, Советский Союз инвестировал огромные суммы денег в строительство школ, больниц, электростанций в развивающихся странах, обучал иностранных студентов в медицинских и технических университетах и практически даром делился технологиями. Взамен СССР получил поддержку развивающихся стран на международной арене, что было очень полезно в эпоху «холодной войны.
В любом случае международное сотрудничество – это выгодное и целесообразное по тем или иным причинам взаимодействие между двумя и более государствами.
Виды и формы сотрудничества
Мы уже начали говорить о том, что сотрудничество между странами может развиваться по ряду направлений. По каким направлениям в первую очередь идет развитие сотрудничества на государственном уровне?
Основные виды международного сотрудничества:
- Политическое сотрудничество.
- экономическое сотрудничество.
- Научно-техническое сотрудничество.
- Сотрудничество в сфере образования.
- Сотрудничество в сфере медицины и здравоохранения.
- Сотрудничество в сфере культуры и искусства.
- Сотрудничество в сфере информации, связи и телекоммуникаций.
- Сотрудничество в области экологии и охраны природы.
- Сотрудничество в борьбе с преступностью.
- Сотрудничество в военной сфере.
Сотрудничество может развиваться как в рамках существующих структур, так и предполагать появление новых органов управления. Например, Организация Объединенных Наций (ООН) была создана для развития сотрудничества между государствами в целях поддержания мира и предотвращения войн. Первоначально в нее входили 50 государств-членов антигитлеровской коалиции, однако позднее ООН объединила почти все государства мира, признанные на международной арене [ООН, 2022].
Ввиду того, что поддержание мира и предотвращение войн – весьма многогранный процесс, для достижения этой цели необходимы соответствующие организационные структуры. Поэтому основные органы действуют в рамках ООН, такие как Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Секретариат ООН и другие.
Кроме того, в рамках ООН работают специальные агентства по различным направлениям. Например, ЮНЕСКО является специализированным учреждением при ООН по развитию образования, науки и культуры в разных странах [ЮНЕСКО, 2022].
Рассмотрим пример НАТО. Блок НАТО изначально был создан в 1949 году как военно-политическое объединение, целью которого была защита Европы от возможной агрессии со стороны СССР. За последние семь десятилетий многие новые страны присоединились к НАТО, а в 1994 году была запущена программа сотрудничества «Партнерство ради мира» для стран, не входящих в НАТО.
Когда страна выражает желание сотрудничать с НАТО, ни этой стране, ни НАТО не нужно «изобретать велосипед» и какие-либо организационно-правовые формы такого взаимодействия. Это намерение может быть реализовано в рамках существующих структур НАТО [НАТО, 2020].
Или, например, Европейский Союз (ЕС), созданный на базе Европейского экономического сообщества (ЕЭС) в 1992 году. Здесь предыдущее сотрудничество в рамках ЕЭС стало основой для создания новой структуры. Первоначальной целью ЕС была региональная интеграция в Европе в самом широком смысле этого слова: открытые рынки, свободное передвижение людей, капитала, товаров и услуг, унификация законодательства, взаимное признание дипломов и других документов [Европейский Союз, 2022].
Организация сотрудничества такого масштаба потребовала создания множества органов и институтов ЕС: Европейского совета, Европейского парламента, Европейской комиссии с функциями правительства ЕС, Суда Европейского Союза, Европейского суда Справедливость. Счета и центральный банк. Каждый из этих органов отвечает за определенную область сотрудничества (финансы, право и др.) или обеспечивает консолидированную позицию Евросоюза по определенным международным проблемам.
В целом следует отметить, что практически все сферы сотрудничества так или иначе связаны с политикой, что можно увидеть на примере санкций против России. Итак, из-за политических разногласий, возникших на международном уровне, страдают практически все – от торговых сетей и автозаводов до спортсменов и заводчиков породистых кошек.
И это при том, что ни спортсмен международного класса, владелец сиамской кошки или мейн-куна, ни руководство предприятия не могут напрямую влиять на международную политику своего государства. Просто потому, что это не в его компетенции, а у государства есть свои структуры, отвечающие за внешнюю политику.
В каком формате может осуществляться сотрудничество на международном уровне? Это, во-первых, представительство и участие в работе управленческих структур и органов, обеспечивающих взаимодействие между странами. Например, представительство в структурах ЕС стран-членов ЕС, отчеты и другие формы участия в работе Европарламента представителей стран, подписавших Соглашение об ассоциации и свободной торговле с ЕС, и так далее
Более того, соглашение об ассоциации – это еще и формат международного сотрудничества, потому что это, по сути, соглашение о сотрудничестве. В принципе, любое соглашение о сотрудничестве, двустороннее или многостороннее в организации, декларация о намерениях, программа совместных действий или любой другой документ также является формой сотрудничества между странами.
Документы, подписанные на международном уровне, предопределяют вектор сотрудничества. Но в любом взаимодействии, особенно на государственном уровне, есть множество организационных и технических вопросов, не требующих участия всего правительства и парламента. Существуют формы технической реализации вопросов международного сотрудничества.
Это, например, межправительственные комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству, научно-техническому сотрудничеству или решению региональной проблемы. Например, межправительственная комиссия по организации транспортного коридора «Европа-Кавказ-Азия» (ТРАСЕКА от англ. Transport Corridor Europe-Caucasus-Asia), в работе которой участвуют страны, заинтересованные в решении поставленной задачи [TRACECA, 2022].
Также созданы межправительственные комиссии для решения глобальных проблем в глобальном масштабе. Примером может служить Межправительственная океанографическая комиссия под эгидой ЮНЕСКО, которая позволяет на рабочем уровне координировать научные исследования и экспедиции, обеспечивает обмен данными и облегчает подготовку научных кадров для стран, проводящих океанографические исследования [ЮНЕСКО, 2021].
Кроме того, постоянная координация действий на межправительственном уровне позволяет создать глобальную систему предупреждения о новых цунами и других опасностях с моря [Э. Дэвис, 2017]. Цунами, зародившееся в какой-то части океана, затем движется в определенном направлении.
Чем раньше страны, в сторону которых направляется цунами, получат эту информацию, тем больше времени у них будет на то, чтобы оценить потенциальную опасность и принять адекватные меры. Например, для эвакуации населения. Однако для своевременного оповещения должна работать налаженная система обмена информацией, что обеспечивается работой на уровне межправительственной комиссии.
Если работа межправительственной комиссии охватывает очень широкий круг вопросов, в составе комиссии по каждому направлению создаются специальные рабочие группы. Например, по ситуации на май 2022 года в Российско-Венгерской межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству действуют 11 рабочих групп: по энергетике, строительству, промышленности, сельскому хозяйству и так далее [Посольство Венгрии в Москве, 2022].
Результатом работы таких узкоспециализированных рабочих групп в составе межправительственных комиссий являются соглашения о проведении международных форумов, конференций и всемирных выставок. Непосредственную организацию таких мероприятий осуществляет оргкомитет, который обычно работает в тесном сотрудничестве с органами, курирующими проведение международных мероприятий такого типа.
Отдельно стоит поговорить о приграничном сотрудничестве между государствами. Здесь практикуются те же формы, что и при любом другом международном сотрудничестве: подписание договоров и соглашений, работа межправительственных комиссий, разработка программ межрегионального сотрудничества, проведение межрегиональных форумов и выставок [И. Логвинова, 2017]. Разница лишь в том, что они больше нацелены на развитие сотрудничества между регионами, а не государствами в целом.
Едва ли нужно быть специалистом в области международных отношений, чтобы заметить, что жители приграничных регионов всегда интенсивнее взаимодействуют со своими соседями, чем с кем-либо еще, независимо от наличия или отсутствия нормативно-правовых документов.
Так что во Владивостоке традиционно много «праворулевых» автомобилей, привезенных из соседней Японии. Почти все взрослое население Петербурга успело побывать в соседней Финляндии, ведь это доступно в рамках поездки выходного дня. А из Благовещенска, граничащего с Китаем, проще поехать в Китай за покупками самому, чем заказывать нужный товар в Интернете или искать в магазинах.
Государство пытается вмешаться в существующее сотрудничество, зачастую посредством запретов. Пару лет назад, например, автомобилистов взбудоражило сообщение о том, что «Во Владивостоке праворульным автомобилям для других регионов регистрация запрещена» [ВЛ Новости, 2020].
Проблема здесь в том, что при регистрации во Владивостоке потом можно было поехать домой «самостоятельно» на только что купленной машине, а с таким запретом за доставку в регион придется доплачивать. Это пример, когда государство вместо того, чтобы способствовать развитию приграничной торговли, смотрит, как «отхватить» себе лишнюю крону из карманов граждан.
Но не везде и не всегда государство создает препятствия для межрегионального сотрудничества. Бывает и наоборот, тем более что поле для сотрудничества широчайшее. Это и упрощение визового режима для приграничных регионов, и развитие прямого транспортного сообщения между приграничными регионами, поездки выходного дня, культурный обмен, обучение в университетах соседней страны для молодежи из соседних регионов, совместная и скоординированная экологическая деятельность.
Последнее чрезвычайно важно, поскольку если, например, отходы производства будут сброшены где-нибудь в реку, протекающую по территории нескольких стран, негативные последствия затронут все страны, расположенные по руслу реки. Поэтому приграничные регионы зачастую координируют действия на местном уровне, что всегда быстрее, чем ждать решений по всем мелочам от центральных властей.
Специально для этой цели в 1998 году была создана международная организация «Еврорегион Нижний Дунай», объединившая приграничные территории Молдовы, Украины и Румынии. Помимо решения экологических вопросов, в рамках Еврорегиона Нижнего Дуная решаются вопросы интеграции транспортной инфраструктуры приграничных регионов, борьбы с организованной преступностью и контрабандой, предотвращения стихийных бедствий и наводнений.
По образу и подобию более крупных международных организаций периодически проводится генеральная ассамблея Ассоциации приграничного сотрудничества «Еврорегион Нижний Дунай» и избираются руководящие органы [Э. Веснина, 2018]. В рамках организации созданы специальные комиссии по транспорту, связи, энергетике, охране окружающей среды, борьбе с преступностью и другим вопросам.
Можно сказать, что приграничное сотрудничество является перспективным направлением для развития как международного сотрудничества в целом, так и экономического потенциала определенной территории в частности. Этой теме посвящены серьезные научные исследования. В частности, исследование «Местное приграничное движение как форма либерализации визового режима и развития территории» [Г. Кретинин, Д. Миронюк, 2014].
Итак, давайте подытожим формы, в которых может осуществляться международное сотрудничество.
Формы международного сотрудничества:
- Создание международных организаций.
- Представительство и участие в работе международных организаций
- Контракты и соглашения о сотрудничестве.
- Совместные программы.
- Межправительственные комиссии.
- Международные форумы, конференции, выставки.
Таким образом, мы с вами получили общее представление о том, что такое международное сотрудничество и как оно осуществляется. И теперь я хотел бы задать вопрос: что будет, если не будет международного сотрудничества…? Почему мы должны сотрудничать с другими странами?
Цели международного сотрудничества
Кажется, даже если мы разобрались в нюансах и форматах международного сотрудничества, мы уже поняли, зачем оно нужно. Как минимум сделать наш мир более комфортным и коммуникативным, облегчить знакомство с разными странами и культурами, чтобы лекарства, товары, технологии и достойный уровень жизни были доступны там, где пока не могут производить все вышеперечисленное на их собственная рука.
Что будет, если всего этого не произойдет? Ведь наши далекие предки как-то жили в те времена, когда не было ни телефонов, ни самолетов, и люди знали не только о том, что происходит на «другом конце света», но даже о том, что этот «другой край света» существует?
Ответ кроется в самом вопросе. Если мы не будем развивать международное сотрудничество, то скоро будем жить именно так: без самолетов, связи, новейших технологий, без понятия о том, что происходит на «другом конце света» и возможности вовремя получать информацию о потенциальная опасность в виде стихийных бедствий, стихийных бедствий и техногенных катастроф.
При нынешней взаимосвязанности и взаимозависимости «всего и вся» в этом мире почти каждая катастрофа рискует стать планетарной, как это произошло с эпидемией ковида, а почти каждый серьезный военный конфликт становится поводом для обсуждения возможности третьей мировой войны. Поэтому международное сотрудничество сегодня – это не только гарантия комфорта и процветания, но и важнейшее условие выживания всего человечества.