Вы когда-нибудь наблюдали за детьми? Насколько они подвижны, любопытны, полны сил и энергии до того момента, пока их не попросят что-то сделать?! Например, уберите игрушки, вымойте руки или займитесь чем-нибудь еще скучным и неинтересным. Куда уходит вся сила и энергия? Их как будто и не было, хотя ровно секунду назад мы наблюдали строго противоположное состояние эмоционального и энергетического подъема.
Взрослые не могут позволить себе не делать то, чего они не хотят, пока им не напомнят об этом 10 раз. Если вам все еще трудно заставить себя делать важные и нужные дела, вам стоит заинтересоваться нашим курсом «Психическая саморегуляция», ведь на самом деле все не так сложно.
Кстати, это прямой путь к повышению продуктивности, ведь наш курс позволяет найти свою мотивацию и взять под контроль свои эмоции, а мотивация и самоконтроль — главные драйверы продуктивности. Однако давайте разбираться по порядку.
Продуктивность – что это такое
Производительность – это способность создавать определенное количество материальных продуктов, интеллектуального продукта, совершать определенное количество физических и других действий для достижения определенного результата.
Производительность может измеряться в счетных единицах, например, в единицах физического труда и производства определенного количества деталей за смену, загрузки определенного количества тонн груза и т д. В этом смысле термин часто используется как синоним к термину «производительность» или «производительность труда».
Когда речь идет об интеллектуальной или творческой сфере, обычно приходится иметь дело с такими оценочными суждениями, как «высокая продуктивность» или «низкая продуктивность на работе». Дело в том, что хотя творческий или научный процесс можно оценить в счетных единицах (количество написанных страниц, нарисованных картинок, разработанного сценария), гениальность произведения можно оценить лишь субъективно.
Сценарий такого же объема может быть картиной банальности или претендовать на гениальность. Картины, написанные в одни и те же промежутки времени, могут быть очень художественными, а могут просто скрываться под определением «Я художник, я вижу это так». И даже бизнес-задача, выполненная в срок (например, презентация), может раздуть аудиторию и привлечь новых клиентов, а может остаться незамеченной.
Таким образом, производительность больше зависит от результата, чем от процесса. Это хорошо вписывается в формулу производительности:
Минимальные усилия + Максимальный результат = Максимальная продуктивность
Это значит, что мы должны узнать, как добиться максимальных результатов за минимум времени, как повысить личную эффективность на работе, в учебе и творчестве. Кстати, этот подход до сих пор трудно найти. Когда исследователи из Дартмутского колледжа США решили изучить производительность, критерием производительности была выбрана продолжительность пребывания сотрудника на рабочем месте, а не результат, которого он достиг [HR-Лига, 2019].
В общем, еще неизвестно, что влияет на производительность. Конечно, у каждого свой стиль продуктивности, но общие закономерности все же есть.
Что влияет на продуктивность
Исходя из приведенной выше формулы, продуктивность – это способность достигать максимальных результатов за минимальное время. Итак, вам нужно выяснить, какой результат для вас. Например, сколько деталей станка вам придется изготовить за смену, сколько вам придется продать товаров за рабочий день, сколько тетрадей вам придется проверить, если вы учитель в школе и так далее
И здесь мы подходим к очень важному моменту. Недостаточно понять, какой результат вам нужен. Вы должны понимать, зачем вам это нужно. Это совсем не странный вопрос, как может показаться на первый взгляд. Да, план продаж валит менеджеров сверху, но только вы можете ответить на вопрос, почему вам стоит работать менеджером по продажам.
Ваша цель купить машину? Но может быть, можно заработать больше другим способом? Вы работали где-то еще? Так может быть, вам стоит выучить другую специальность? Вы ищете должность менеджера по продажам? Затем подумайте, хватит ли ваших отличных результатов на работе для того, чтобы занять эту должность именно в этой компании.
Ситуация аналогична всем остальным сферам деятельности. Да, учителю математики приходится проверять 60 тетрадей с тестами, но только он сам может знать, зачем ему работа в школе. Вы любите детей? Достаточно ли у вас общения в классе, чтобы выразить свою любовь к детям? Может быть, логичнее было бы организовать кружок юного программиста?
Вы пишете докторскую диссертацию по педагогике? Вы уверены, что собранный вами материал будет иметь отношение к теме дипломной работы? Может быть, пора подать заявление ассистентом кафедры в местный педин? Или хотя бы подготовить доклад для отраслевой конференции и посмотреть, как отреагирует научное сообщество? И таких нюансов, влияющих на производительность, немало.
Поэтому, чтобы стать более эффективным, недостаточно представить себе будущий результат. Вы должны быть мотивированы для достижения этой цели. И об этом стоит поговорить подробнее.
Зачем нужна мотивация
Мотивация – это своего рода движущая сила, совокупность психологических и физических реакций, которые заставляют нас к чему-то стремиться, чего-то хотеть, делать и хотеть делать. Мотивирующим фактором может быть как что-то материальное (деньги и то, что на них можно купить), так и какая-то идея (желание сделать научное открытие, стать популярным, спасти мир).
Мотивация может быть положительной или отрицательной, и одно действие может указывать на разные типы мотивационных факторов. То есть, если человек идет на работу потому, что он больше нигде не трудоустроен, иначе ему нечего будет есть, то это негативная мотивация, которая исходит, так или иначе, из чувства страха.
Если человек работает над тем, чтобы стать уважаемым профессионалом в своих кругах, получить известность, совершить революцию в науке – это положительная мотивация. Если деньги нужны человеку только на еду и жилье, это негативная мотивация, основанная на страхе голода и страхе за свою безопасность. Если вам нужны деньги на кругосветное путешествие или собственный творческий проект – это положительная мотивация. Есть и другие уровни мотивации.
Виды мотивации:
- Положительный и отрицательный.
- Внутренний и внешний.
- Стабильный и нестабильный.
Устойчивой мотивацией называется та, которая не требует дальнейшего подкрепления, т е стремление избежать голода, опасности. Обычно оно негативное, т е основано на деструктивных эмоциях, таких как страх. Неустойчивая мотивация требует дополнительного подкрепления. Например, чтобы человек не потерял энтузиазм в творчестве, ему относительно необходимы аплодисменты и положительные отзывы зрителей или читателей. Почему-то нестабильная мотивация чаще носит положительный характер.
Говоря о внутренней и внешней мотивации, стоит уточнить, что одни и те же действия в разных ситуациях могут быть результатом разных видов мотивации. Например, поступление в университет может быть продиктовано страхом пойти в армию или давлением родителей, которое является внешней мотивацией. Или это может быть продиктовано интересом к будущей профессии или желанием поехать учиться в столицу, что является внутренней мотивацией.
Насколько важно то, как вы можете мотивировать себя на достижение результатов и продуктивности? В целом положительная внутренняя мотивация гораздо более надежна, чем отрицательная внешняя мотивация, поскольку отрицательная внешняя мотивация прекратится, как только исчезнет фактор стресса. Например, закончится пенсионный возраст или вы сможете уехать от родителей и жить так, как считаете нужным.
Нестабильная мотивация, как бы это некоторым ни казалось странным, более надежна, чем стабильная. В мире современных возможностей заработать на кусок хлеба с колбасой не так уж и сложно, подержанные автомобили и отдых в Анталии тоже вполне доступны. Если базовые потребности удовлетворены и больше ничего не беспокоит человека, пропадает мотивация к дальнейшему развитию.
Ничем не отличается, когда цель оставаться в хорошей форме на протяжении многих лет и не рассчитывается только на размер зарплаты, звездность отеля для отдыха и возраст купленного автомобиля. Особенно хорошо, когда у тебя есть единомышленники. Как метко заметила Келли МакГонигал, автор книги «Сила воли: как развить и усилить», «в компании целеустремленных людей легче ставить цели и достигать их».
Но примером положительной мотивации производительности можно считать высказывание Марка Цукерберга, основателя Facebook: «Мы делаем качественный продукт не для того, чтобы заработать на нем деньги. Мы зарабатываем деньги, чтобы производить качественный продукт». Но одной мотивации для высокой продуктивности будет недостаточно. Для достижения результатов нам также нужны конкретные и регулярные действия, а это требует самоконтроля.
Зачем нужен самоконтроль
Самоконтроль – это способность контролировать свои эмоции, мысли, действия, поведение. Мы начали статью с примера детей. Главное отличие взрослого человека – способность взять эмоции под контроль, прогнать негативные мысли, сделать то, что нужно, даже если в данный момент это не особо хочется. Как развить способность к самоконтролю?
Вот тут-то и пригодится ваша мотивация. Вы хотите больше денег? Пришло время сделать что-то, что поможет им послужить! Хотите аплодисментов зрителей? Поэтому вы должны практиковаться регулярно, и сегодня тоже. Контролировать себя и свои дела легче, если разделить свои действия на простые понятные блоки.
Если вам нужно зарабатывать деньги, выделите время на свою текущую работу, найдите новую работу и/или освойте новую профессию. Поиск или развитие можно начать с малого: например, с ежедневного просмотра списка вакансий или чтения учебной литературы по будущей специальности.
То же самое касается творчества. Если вы решите, что 3 теста по 1 часу в неделю приблизят вас к цели, придерживайтесь этого графика. Затем вы начинаете уточнять содержание каждого повторения: когда вы работаете над новым материалом, когда совершенствуете и прогоняете старое, какие особые моменты вы тренируете в первую очередь.
Это уже элементы тайм-менеджмента, это отдельная тема. Вы можете прочитать книгу Глеба Архангельского «Драйв времени. Как успеть жить и работать», выдержавшую множество переизданий. В ней содержатся советы «глобализировать» большие дела или, как говорит Архангельский, «съешь слона, разделай его» в стейках» [Г. Архангельский, 2007].
Есть советы, как справиться с потоком мелочей, представив их в виде лягушек. Он называет это «съешь лягушку», но если ты совсем брезгливый, можешь заменить это на «поймай лягушку». Если вы поймаете одну лягушку в день, то очень скоро поймаете их всех, т е переделаете всю подборку мелочей.
Для удобства Глеб Архангельский (и не только он) рекомендует записывать дела, чтобы не засорять память и не напрягать ее, и стараться несколько раз в день вспоминать то, что вы еще не сделали. Письменный план делает ваши задачи более понятными, разгружает ваш мозг для творческих задач и в конечном итоге делает вас более продуктивными.
Производительность можно повысить, если не только записать задачу, но и указать желаемый результат, ради которого она выполняется. Не просто «позвонить заказчику», а узнать, когда он утвердит планировку. Не просто «провести совещание», а отдать приказ Иванову, узнать на каком этапе задание Сидорова и так далее
Кроме того, Архангельский настоятельно рекомендует избавиться от навязанных целей и навязанных мотивов, которые не греют душу и, по сути, не мотивируют вас, не стимулируют ваше развитие. Лучше сосредоточиться на том, что для вас действительно важно в жизни вообще и в каждой сфере в частности. Например на работе, в учебе, творчестве, спорте, семейных отношениях. Помимо прочего, это поможет повысить продуктивность, ведь в детстве мы наиболее активны, когда занимаемся тем, что нам нравится.
К этой идее приходят многие исследователи. Итак, существует мнение, что самообладание лучше всего достигается у людей, у которых.. нет потребности в самоконтроле! Они не заставляют себя учиться, потому что им нравится учиться. Они не заставляют себя заниматься спортом, потому что им нравятся физические упражнения и вообще им нравится делать то, для чего другим нужна сила воли.
Как повысить продуктивность
Итак, мы изучили основные составляющие продуктивности и теперь готовы ответить на вопрос, как повысить продуктивность.
Как стать более эффективным:
- Поймите, к какому результату стремитесь лично вы.
- Избавьтесь от навязанных целей и навязанных мотивов.
- Поймите, какова ваша мотивация и достаточна ли она для достижения ваших целей.
- Спланируйте необходимые действия для достижения результата.
- Планируйте время для действий, направленных на результат.
- Контролируйте себя, чтобы не отклониться от плана.
- Если мотивация пропала, вернитесь к пункту 1.
Это основные шаги по повышению производительности. Вы можете использовать несколько приемов, чтобы найти время для всего вышеперечисленного. Так, Марк Цукерберг предпочитает однотипную одежду, чтобы не тратить время на выбор подходящих предметов гардероба, Билл Гейтс держит на виду 3 экрана с входящей почтой, письмом, которое сейчас в работе, и экраном рабочего стола Windows, позволяющим быстро перемещаться в нужную папку или программу. Илон Маск становится лучше в многозадачности и не тратит ни секунды на сканирование документа.
Возможно, вы найдете свое понимание, свою мотивацию и свои способы контроля над собой, когда пройдете наш курс психической саморегуляции. В любом случае мы искренне желаем, чтобы вы всегда добивались поставленных целей и жили так, как хотите!