Теория Л. С. Выготского о сложной структуре дефекта

«Вполне вероятно, что рано или поздно человечество преодолеет и слепоту, и глухоту, и слабоумие, но гораздо скорее оно преодолеет их в социальном и образовательном плане, чем в медицинском и биологическом» Л.С. Выготский

Теория Л. С. Выготского о сложной структуре дефекта

Дефект (от лат. Defectus — дефект) — физический или психический дефект, вызывающий нарушение нормального развития ребенка.

Понятие «структура дефекта» было введено Л. С. Выготским и утверждает, что каждый дефект имеет сложную структуру. Это первичный порок, обусловленный биологическими факторами, и вторичные отклонения, возникающие под влиянием первичного порока в ходе последующего аномального развития. Биологические и психологические проявления существуют в сложном взаимодействии, взаимно влияющем друг на друга.

Теория Выготского

По мнению Л. С. Выготского, в аномальном развитии выделяют две группы нарушений:

  • первичные — нарушения, непосредственно обусловленные биологической природой заболевания (детский церебральный паралич (ДЦП), врожденная расщелина неба, различные поражения коры головного мозга и т д);
  • вторичный – нарушение, возникающее опосредованно в процессе аномального социального развития.

Например, если первичный дефект — глухота возникает до начала овладения речью, в результате появляется немота — вторичный дефект развития глухого ребенка. Либо умственная отсталость в результате органического поражения головного мозга приводит к вторичным нарушениям высших познавательных процессов.

Сложный дефект — это сочетание двух и более первичных дефектов, одинаково определяющих структуру аномалий развития и затруднений в обучении и воспитании ребенка. Это не просто сумма дефектов – сложный дефект характеризуется своим качественным своеобразием.

Теория Выготского

В качестве синонимов термина «комплексный дефект» в литературе используются и другие соответствующие ему термины: «комплексное расстройство», «комплексные аномалии развития», «комбинированные нарушения», «комбинированные нарушения» и все чаще утверждаемые в последнее время – «сложные нарушения развития» структура расстройства».

Уже в 20-е гг. Л. С. Выготский выдвигал и обосновывал необходимость социальной компенсации порока: «Вероятно, человечество рано или поздно победит слепоту, глухоту и слабоумие, но гораздо скорее оно победит их в социальном и образовательном плане, чем в медицинском и биологическом».

Важнейший вывод теории – важность работы с детьми. Работать над первичным дефектом просто необходимо. Если упустить момент в детстве, проблема будет расти, как снежный ком. При несформировавшемся мозге ребенка дальнейшее его нормальное развитие невозможно без проработки и решения проблемы первичного дефекта.

Основываясь на представлении Л. С. Выготского о первичных и вторичных проявлениях в структуре дефекта, можно утверждать, что при раннем начале коррекционной работы пластичность нервной системы максимально используется для исправления первичного дефекта и появления Предотвращаются вторичные отклонения в речевом и психическом развитии.

Оцените статью
Добавить комментарий