Рассматривая развитие интеллекта ребенка, Ж. Пиаже определил, что оно проходит ряд стадий — это этапы или уровни развития, последовательно сменяющие друг друга. На каждом шаге достигается определенный баланс, который затем нарушается, но порядок шагов остается неизменным.
Стадии развития интеллекта ребёнка по Ж. Пиаже
Пиаже считал, что процесс развития интеллекта представляет собой смену трех основных этапов, на которых происходит формирование трех основных интеллектуальных структур: сначала формируются сенсомоторные структуры (системы последовательно совершаемых материальных действий), затем возникают структуры конкретных операций. (системы действий, совершаемых в уме, но на основе внешних зрительных данных), позже формируются формально-логические операции (высшая ступень развития интеллекта).
Интеллектуальное развитие, по мнению Ж. Пиаже, представляет собой переход от низших стадий к высшим, где каждая предыдущая стадия подготавливает следующую, перестраивающуюся на более высоком уровне.
Сенсомоторная стадия
до 2 лет
Это период сенсомоторного интеллекта, который охватывает первые два года жизни. Речь малыша еще не развита, мыслей нет, поведение основано на координации движений и восприятия (поэтому его называют сесомоторным этапом). После рождения у ребенка появляются врожденные рефлексы. Например, сосательный рефлекс может со временем меняться: с каждым днём малыш сосет лучше и не только во время еды, но и после того, как он сможет сосать пальцы или предметы, коснувшиеся его рта. Это этап тренировки рефлексов (0-1 месяц). В результате формируются первые навыки (1 – 4 м.).
Затем малыш поворачивает голову в сторону шума, может следить глазами за движением предмета и пытаться схватить его рукой. Это первичные круговые реакции (1-4 метра) или повторяющиеся действия, подкрепляемые собственной деятельностью ребенка. Вторичные круговые реакции (4 – 8м.) появляются, когда ребенок ориентируется не на свою деятельность, а на изменения, вызванные действиями. Например, ребенок может долго трясти погремушку, чтобы продлить заинтересовавший его звук. Позже, когда действия производят неожиданный эффект (новое впечатление), малыш повторяет их и закрепляет новую схему – это начало практического интеллекта (8 – 12 м.). Когда ребенок сознательно меняет свои действия, активно экспериментирует, чтобы увидеть результат, возникают третичные круговые реакции (12 – 18 мес).
Более того, малыш уже способен мысленно объединять свои действия и приходить к правильному решению – происходит интернализация действий (18 – 24 мес). Внутренний план действий разрабатывался около двух лет. Например, ребенок держит игрушки в обеих руках и ему приходится открывать дверь. Он кладет их на пол, отмечая, что открытая дверь может их ударить. Он перекладывает игрушки в другое место и открывает дверь.
На этом заканчивается первая сенсомоторная стадия, и ребенок переходит на следующую стадию репрезентативного интеллекта и конкретных операций.
Стадия репрезентативного интеллекта и конкретных операций
до 7 лет
Это период мышления с помощью представлений. Неразвитость речевого мышления и сильное образное начало приводят к своеобразной детской логике. Ребенок еще не способен доказывать и рассуждать на этапе предоперационных представлений (2-7 лет). Он акцентирует внимание на внешних признаках предметов. Он рассматривает вещи такими, какими они даны непосредственным восприятием. Например, дети думают, что ветер дует потому, что деревья качаются. Ж. Пиаже назвал это явление реализмом. Для детей с предоперационными представлениями характерна нечувствительность к противоречиям, отсутствие связи между оценками, склонность связывать все со всем, переход от частного к частному, обход общего и т д.
Эта особенность детской логики обусловлена детальностью мышления – его эгоцентризмом. Эгоцентризм – особая интеллектуальная позиция ребенка. Дети воспринимают окружающий мир только со своей точки зрения, не понимают и не принимают других. Они выбирают то, что им лучше и ближе. Эгоцентрическое мышление характерно для каждого периода развития ребенка.
Через 7 – 8 лет этап с предоперационными представлениями заканчивается. Дети получают представление о сохранении количества материи, а также о том, что при превращениях одни свойства предметов сохраняются, а другие изменяются. Начинается этап конкретных операций (7-11 лет). На этом этапе дети умеют рассуждать и доказывать, учитывать разные точки зрения. Для логических операций необходима визуализация, они не могут быть выполнены в гипотетическом плане и поэтому специфичны. В 11 лет начинается подготовка к формированию научных понятий.
Стадия формальных операций
до 15 лет
Это высший период интеллектуального развития ребенка. На этапе формальных операций (11-15 лет) дети освобождаются от привязанности к предметам, предусмотренным восприятием, и начинают мыслить, как взрослые. Они могут рассматривать суждения как гипотезы, из которых могут быть выведены различные следствия, мышление становится гипотетически-дедуктивным.