Методики ТРИЗ в детском саду

В каком возрасте, по вашему мнению, следует знакомить детей с теорией решения изобретательских задач? Пока вы думаете, мы отвечаем: из детского сада. Нет-нет, речь не идет о том, чтобы заставить дошкольников заниматься интегрированной или проектировать 3D-графику. Речь идет о том, чтобы научить детей мыслить творчески и находить способы решения проблем, которые возникают перед ними.

Методы ТРИЗ в детском саду

Согласитесь, даже самые любящие и заботливые родители не могут дать своим детям готовые шаблоны решений на все случаи жизни. И даже не потому, что это физически невозможно, а потому, что в этом нет необходимости. Гораздо более разумным шагом было бы привить детям алгоритм решения возникающих задач и научить детей им пользоваться.

Наша программа «ТРИЗ на практике: творческий подход в работе и в жизни» поможет Вам в этом. И конечно наша статья о методах ТРИЗ для дошкольников, где мы рассмотрим основы этого творческого подхода для самых маленьких, которые уже доросли до детского сада, но в школу им еще рано. Это самый важный этап, ведь именно в этот период жизни у малышей закладывается фундамент мышления и фундамент будущих успехов в учебе и жизни.

Что такое ТРИЗ

Для начала скажем несколько слов о том, что такое ТРИЗ. По сути, идея ТРИЗ заключается в том, что разные задачи часто можно решить одними и теми же методами. Теория основана на нескольких десятках готовых методик и шаблонов решений, из которых вам предстоит выбрать ту, которая наиболее подходит для конкретной задачи.

Исходно поставленная задача приводится к определенному общему виду, затем ищется соответствующий прием ее решения, а затем найденное решение применяется к исходно поставленной задаче. Сначала теория использовалась для решения технических задач, позже стало ясно, что ТРИЗ можно применять в жизни и решать широкий круг задач.

Самый первый вариант теории решения изобретательских задач был разработан

Генрих Саулович Альтшуллер (1926–1998), известный любителям научной фантастики под псевдонимом Генрих Альтов. Да, он не только изобретатель, но и талантливый писатель, а его «Легенды о звездных капитанах» и другие произведения любимы многими поколениями читателей [Г. Альтов, 2015]. Кстати, Генрих Альтшуллер очень много писал для детей. Не поэтому ли изобретенная им теория решения изобретательских задач применима даже к детским садам?

Генрих Альтшуллер начал разрабатывать принципы и методологию ТРИЗ в послевоенные годы, а затем продолжил работу над теорией совместно с изобретателем Рафаэлем Борисовичем Шапиро (1926-1993). Кстати, Шапиро тоже был писателем и подписывал свои произведения псевдонимом Рафаил Бахтамов. Показательно, что самая первая публикация, посвященная ТРИЗ, касалась преимущественно психологии изобретательства и называлась «К психологии изобретательского творчества» [Г. Альтшуллер, Р. Шапиро, 1956].

В той же статье сделана попытка систематизировать творческий процесс и разбить его на этапы:

  • Аналитический этап – это выбор и определение основы проблемы, выявление основного противоречия и его причин.
  • Эксплуатационный этап — исследование типовых решений в природе и технике и последующий поиск новых методов внутри и вне системы.
  • Синтетический этап – внесение функционально обусловленных изменений в систему и способы использования, проверка применимости принципа для решения других задач.

Более подробно концепции, методы и схемы решения описаны в книге «Введение в ТРИЗ. Основные понятия и подходы» [Г. Альтшуллер, 2011]. Поэтому автор теории считает, что первым шагом на пути к изобретению является правильная формулировка ситуации, чтобы сразу исключить из оценки неэффективные и бесперспективные решения.

Далее необходимо указать задачу в формате «убрать ненужное качество без потери функциональности системы» или «добавить нужное качество в дополнение к имеющемуся». Такая постановка задачи позволяет ответить на ряд чрезвычайно важных вопросов для дальнейшей работы:

  • Из каких частей состоит система и как они взаимодействуют?
  • Какие части и взаимодействия полезны, какие вредны, а какие нейтральны?
  • Что можно изменить без потери функциональности, а что нельзя?
  • Что приведет к улучшению функций системы, а что ухудшит?

Затем вам необходимо выявить противоречия на пути решения всех этих проблем и устранить их. Например, повысить прочность конструкции без увеличения массы конструкции. Фактически, после того, как все это будет сделано, остается буквально один шаг до изобретения. Алгоритм решения изобретательских задач (сокращенно АРИЗ), разработанный Генрихом Альтшуллером, включает несколько десятков шагов. Количество шагов варьируется в зависимости от версии алгоритма.

Как все вышеперечисленное можно использовать в детском саду, когда большинство детей только начали запоминать буквы и цифры? Давай выясним!

Зачем нужна методика ТРИЗ в детском саду

Все мы родом из детства, и основы будущей жизни человека закладываются именно в дошкольном возрасте. В это время маленький человек учится ходить и говорить, читать и писать, слушать и понимать, общаться и выражать чувства и, конечно же, думать.

Сегодня творческое мышление необходимо практически во всех сферах деятельности: юриспруденция и разработка программного обеспечения, медицина и строительство коттеджей, педагогика и даже монтаж телекоммуникационных сетей, ведь связь проникает туда, где ничего не приспособлено для их использования.

Как должна быть построена работа с детьми в детской, во многом зависит от того, насколько удастся развить у детей творческое мышление. А следовательно, насколько хорошо они будут учиться, насколько удачно выберут профессию и смогут вписаться в современный мир. Целью методик ТРИЗ является именно обучение творческому подходу, поэтому они лучше всего подходят для работы с детьми дошкольного возраста.

Дети еще не ограничены шаблонами восприятия, они любознательны и непосредственны, они только познают эту жизнь. Поэтому ничто не мешает им представить свой придуманный мир и решить для себя, каким они хотят его видеть. В идеале детей следует не только не тревожить, но и всячески потворствовать их стремлению к творчеству и познанию всего нового. Внедрение методологии ТРИЗ в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) в полной мере способствует творческому процессу.

При этом отметим, что творчество не является отдельным процессом, изолированным от всего остального. Творчество напрямую связано с развитием аналитического мышления, наблюдательности, внимания, воображения, речи и приобретением новых сенсомоторных навыков. В результате умение творчески мыслить способствует формированию многогранной личности с широким кругозором и способностью практически решать новые задачи.

Задачи по методологии ТРИЗ:

  • Развитие творческого восприятия и мышления.
  • Развитие качеств творческой личности.
  • Формирование словарного запаса.
  • Развитие связной речи и умения выражать мысли.
  • Коррекция произношения.
  • Формирование восприятия чисел и математических представлений.
  • Обучение конструктивной деятельности.
  • формировать навыки социализации, взаимодействия и сотрудничества.

Таким образом, методология ТРИЗ способствует не только самому творчеству. Метод ТРИЗ не менее полезен для развития связной речи, пополнения словарного запаса, приобретения навыков работы с числами и математическими понятиями и многого другого. Наверное, легче найти то, что не входит в задачи методологии ТРИЗ.

Поэтому методика ТРИЗ необходима в детском саду с одной стороны для развития гибкости и системного мышления, с другой стороны для стимулирования поисковой активности и умения находить ответы на нестандартные вопросы. Используя методологию ТРИЗ, можно заметно активизировать творческий потенциал ребенка, его мыслительную деятельность и воображение, вырастить из ребенка настоящего изобретателя и генератора новых идей.

И еще один важный момент. Детский сад, группа в детском саду – небольшой, но коллектив. И иногда не маленькая, а довольно большая группа детей. Групповые занятия ТРИЗ учат детей сотрудничеству, взаимодействию, умению помочь другу и найти выход из сложной ситуации, а также радоваться своим и чужим успехам при успешном решении задачи.

Результаты не заставят себя долго ждать. Родители и педагоги вскоре увидят, что рисунки ребенка стали разнообразнее, художественные сюжеты сложнее, речь грамотнее, и теперь ребенок собирает конструкции Лего не только из предложенных изображений, но и придумывает свои фигурки.

В целом ТРИЗ – полезная во всех отношениях методика для детей. Осталось только выяснить, как использовать такую ​​сложную технику, как ТРИЗ, для детей даже дошкольного возраста.

Методика ТРИЗ: технологии внедрения

Суть методики ТРИЗ для дошкольников состоит в том, чтобы привлечь внимание ребенка к особенностям внешнего мира, интересным явлениям и событиям, но в то же время не дать исчерпывающего объяснения и ответов на все вопросы. Иными словами, детям не следует давать готовые рецепты и решения, их следует учить находить ответы самостоятельно.

В этом смысле ТРИЗ по праву считается «школой творческого человека», поскольку ТРИЗ предполагает творчество во всем, от постановки вопроса до способов поиска ответа. Кстати, это полностью соответствует концепции великого русского педагога, психолога и исследователя Льва Выготского.

Так он исследовал взаимосвязь между обучением и развитием, мышлением и речью, творчеством и воображением, социальной средой и умственным развитием. Он ввел в научный оборот понятие «зоны ближайшего развития детей» и всегда настаивал на том, что обучение не тождественно развитию. Подробнее о его развитии в этом направлении можно прочитать, особенно в книге «Мышление и речь» [Л. Выготский, 1999].

Собственно, отличие ТРИЗ от традиционных методов работы с детьми заключается именно в том, что она дает детям возможность думать собственным умом о вещах, доступных их пониманию, а не просто повторять то, что сказали взрослые. Конечно, такие методы требуют специальной подготовки педагогов дошкольных учреждений.

Как минимум, они должны уметь видеть необычное в обычном, новое в знакомом. И они должны суметь показать детям эту новую и необычную вещь. Как? Для этого существуют специальные методы и технологии, адаптированные к дошкольному возрасту.

Методы ТРИЗ для дошкольников подробно описаны в книге «Занятия ТРИЗ в детском саду (пособие для педагогов дошкольных учреждений)» [П. Гуин, 2010]. Альтернативы применения этих методов на практике можно найти в книге «Развитие творческого мышления. По ступенькам ТРИЗ. Начальная ступень. Рабочая тетрадь» [Е. Пчелкина, 2019].

Скажем сразу, в методах ТРИЗ для детей мы увидим много общего с методами стимулирования творчества и воображения у взрослых. Разница будет лишь в деталях задач, которые стоят перед детьми. Все задания адаптированы к возрасту и восприятию детей дошкольного возраста, а модератором обсуждения выступает воспитатель. Итак, давайте посмотрим, как это работает!

Метод мозгового штурма

Методика мозгового штурма – суть в том, что детям дается задание и предлагается найти решение, при этом разрешается выдвигать любые, даже самые нереальные варианты решения. Любая критика идей как со стороны взрослых, так и со стороны одногруппников в детском саду запрещена. Вы можете лишь дополнять и предлагать улучшения чужих идей. Задания для мозгового штурма выбираются из тех, которые понятны детям:

  • Как спасти бабушку от серого волка.
  • Как потушить пожар без воды.
  • Где спрятаться от жары летом.

Когда объединяется множество идей, участники обсуждения вместе выбирают лучший вариант.

Метод морфологического анализа

Суть метода заключается в попытке объединить разные свойства объекта при создании нового объекта. Например, если вам нужно придумать новую игру, для наглядности рисуются две оси. Вдоль одного нарисуйте части тела, которые будут участвовать в игре (руки, ноги, руки+ноги), а вдоль другого игровые приспособления, которые можно использовать (мяч, теннисная ракетка, веревка).

Затем вся команда перебирает возможные комбинации и варианты использования частей тела и игровых единиц в игре, и, наконец, можно предложить всем вместе поиграть в новую игру, которую только что придумали дети. Такие игры по методике ТРИЗ во многом развивают как воображение и фантазию, так и умение взаимодействовать. Это самый простой пример, но в принципе, используя метод морфологического анализа, можно изобрести гораздо более сложные вещи и найти десятки вариантов будущего изобретения.

Метод фокальных объектов

Этот метод несколько предполагает противоположную ситуацию: вам необходимо передать свойства одного объекта другому. Самый простой пример: представьте и нарисуйте, как могла бы выглядеть собака с крыльями, птица с рогами, водоплавающая птица.

Точно так же можно попытаться «создать» гибрид корабля и самолета, поезда и подводной лодки, автомобиля и вертолета. Самое главное – ни в чем не ограничивать детскую фантазию! В этом отношении метод фокусных предметов идеален для детей, поскольку для сложных технических решений области применения ограничены.

Метод каталога

Суть метода заключается в том, чтобы расположить события в логическом порядке и придумать связи и переходы между ними. Таким способом можно, например, сочинить новое приключение. Учитель дает подсказки в виде картинок и наводящих вопросов:

  • Кто наш главный герой в рассказе?
  • Эта оценка положительная или отрицательная?
  • Почему этот герой положительный или отрицательный?
  • Что злодей сделал не так?
  • Что хорошего сделал положительный герой?
  • Как они воевали друг с другом?
  • Кто поддержал отрицательного героя?
  • Кто поддержал положительного героя?
  • Чем закончилось противостояние добра и зла?

Помимо воображения, эта методика ТРИЗ полезна для развития связной речи, навыков публичных выступлений и расширения словарного запаса.

Метод личностной аналогии

В рамках этого метода детям предлагается лично изобразить какое-либо животное, явление, предмет. Начинать следует с простых задач. Например, изобразив кота или собаку, показать, как кот или собака злится, радуется, клянчит еду.

После этого можно переходить к более сложным задачам. Например, изобразить дождь, грозу, снегопад, шторм на море, кипящий чайник, работающий пылесос. Более того, вы можете еще больше усложнить задачу. Например, предложите детям представить, как бы пели песню «В лесу родилась елочка» кот или собака. Или выберите подходящую песню для «поющего пылесоса».

Метод моделирования маленькими человечками

Методика человечков в ТРИЗ представляет собой упрощенный и доступный для детского восприятия вариант устройства окружающего нас мира от трёх типов человечков: «гидравлики», «харды», «пневматики». Твердые предметы кажутся состоящими из «хардов», а «харды» стоят близко друг к другу и крепко держатся за руки.

По аналогии жидкости представляются состоящими из «гидрантов», поскольку «гидранты» не держатся за руки и могут двигаться относительно друг друга. Но «пневматика» постоянно находится в движении, поэтому увидеть воздух, газ и другие газообразные вещества своими глазами мы не можем.

Вначале детям объясняют строение твердых, жидких и газообразных предметов по отдельности, а уже потом в связи и взаимодействии. Например, холодный чай в твердой чашке является «хардом» и сам состоит из «гидрантов». Если чай горячий, над ним поднимается пар от «пневматики».

Точно так же можно объяснить, почему можно легко вытащить ложку из чашки чая, взяв ее в руки, но нельзя набрать воду из чашки. Если представить, что ложка состоит из нескольких «хардов», крепко держащих руки, то, взяв и подняв один «хард», мы поднимаем вместе с ним и все остальные. А вода состоит из множества «гидратов», которые не держатся за руки. Поэтому, взяв «гидратик», мы можем вытянуть из чашки только его, то есть только каплю воды.

Методика типовых приемов фантазирования

Техника типичных фантазийных техник (ТПФ) предполагает изменение свойств предмета с помощью магии. На помощь детям приходят волшебники расширения, волшебники сокращения, волшебники деления и объединения, а также волшебники, способные перенести нас в прошлое или будущее.

Детям необходимо представить, что произойдет, если тот или иной предмет увеличить, уменьшить, разделить на части или перенести в другой возраст. Примеры практических заданий можно найти в докладе «Методика типичных приемов фантазирования (ТПФ)», созданном специально для педагогов, работающих с детьми раннего возраста [Л. Михайлина, 2016]. Кстати, эта техника подходит не только для детских садов. Эта методология ТРИЗ также используется в начальной школе.

Метод «Золотой рыбки»

Метод Золотой рыбки состоит в том, чтобы разложить ситуацию на составляющие, оценить элементы как реальные или фантастические и найти оправдание элементам, которые кажутся невозможными и фантастическими. Этот метод получил свое название по сюжету известной сказки, и оценить пользу метода проще всего на примере сказки о золотой рыбке.

Детям предлагается построчный анализ произведения с оценкой по шкале «настоящий – фантастический». Так что первые несколько строк выглядят вполне реальными. Старик действительно мог бы жить со своей старухой на берегу, и вместо рыбы можно действительно вытаскивать сачком водоросли и ил. Воображение начинается с того момента, как золотая рыбка попадает в сеть.

Может ли рыба быть золотой? Здесь детям предлагается найти объяснение этому явлению. Например, рыбья чешуя блестела в солнечных лучах и поэтому казалась золотой. Или море было далеко и на юге, где можно встретить рыбу самых причудливых расцветок. Так дети находят причины непонятных и нереальных на первый взгляд явлений. Именно поэтому метод «Золотой рыбки» часто называют методом обоснования новых идей.

Метод «Снежного кома»

Метод снежного кома является полной противоположностью методу золотой рыбки. В его основе лежит предположение о некоей фантастической ситуации, которая, как накатывающийся снежный ком, наслоена вполне реальными событиями. Классическим применением этого приема является рассказ Александра Беляева «Человек-амфибия».

Изначально нереальная фантастическая идея о том, что человеку вживили жабры для дыхания под водой, перекрывается другими, вполне реальными событиями из жизни людей. Кстати, метод снежного кома чаще всего используют специально для написания сказок. И с помощью этого метода вполне можно научить детей сочинять сказки самостоятельно.

Это самые основные и самые популярные методы ТРИЗ для дошкольников. Подробнее методические разработки можно найти в статье «Обучение технологии ТРИЗ в детском саду» [Н. Фоминых, 2017].

Мы уже видим, что некоторые читатели готовы высказать скептические замечания в адрес авторов методики и предположения, что сами авторы не работали в яслях и никогда не видели живых детей. И они не знают, что даже самый любопытный и добродушный малыш может в одно мгновение превратиться в злобное замкнутое существо, которое на все вопросы взрослых будет молчать или отвечать односложным «не знаю». Что следует делать в этом случае?

Как быть, если ребенок отвечает «Не знаю»

На самом деле те, кто работает по методу ТРИЗ, сталкиваются с самыми разными ситуациями, в том числе с детским упрямством, нежеланием идти на контакт и участвовать в играх по методу ТРИЗ. И мы уже подготовили для вас рекомендации, что делать в этих случаях [К. Несютина, 2014]. Как правило, подобные ситуации возникают из-за недостатков со стороны взрослых. При желании такие ситуации вполне исправимы, и со временем можно добиться того, чтобы, услышав вопрос, ребенок начал думать над ответом, а не просто молчать или говорить «не знаю».

Что нужно сделать, чтобы ребенок начал думать и рассуждать:

  • Никогда не ругайте детей за неправильные ответы! Очень часто «играть тихо» — это следствие того, что ребенок уже сказал или сделал что-то не так, получил кучу замечаний и теперь просто боится снова ошибиться.
  • Обсудите с ребенком и не ведите себя как следователь или всезнайка. Дети очень чувствительны к лжи, и если ребенок уже привык, что вы всегда знаете правильный ответ, а вопросы задаете только для проверки, он может не пройти тест. Особенно если в случае неправильного ответа его еще и отругают.
  • Задавайте так называемые «открытые» вопросы, на которые не может быть единственного правильного ответа. Так вам будет легче рассуждать с ребенком, и ребенок не будет бояться совершить ошибку. В то же время он поймет, что другое мнение не обязательно ошибочно.
  • Ответьте на вопросы, которые вам задают дети. В противном случае дети быстро поймут, что на все «Почему» «Потому что это заканчивается на «у» нельзя ответить или дать ответ». Как правило, такие оправдания дети получают от взрослых.
Оцените статью
Добавить комментарий