Любишь рисовать? И если да, то что вы обычно предпочитаете изображать? А знаете ли вы, что рисунок может быть вашим… автопортретом? И это не только в том случае, если вы нарисовали собственный автопортрет.
Даже если вы нарисуете совершенно абстрактного человека, он может многое о вас рассказать. И даже дом или дерево, нарисованные собственноручно, дадут вам гораздо более подробное описание, чем вы можете себе представить.
Это основа методики Дж. Бука «Дом, Дерево, Человек», о которой сегодня пойдет речь. А чтобы лучше узнать себя, мы рекомендуем вам пройти нашу Программу самопознания».
Методика Бука: немного истории
Методика «Дом, дерево, человек» была разработана Дж. Буком в 1948 году. Это так называемая «проективная методика», когда результаты тестирования проецируются на испытуемого и на их основе делаются выводы о психологических особенностях и личные особенности человека.
Американский клинический психолог Джон Бук (1906-1983) внес наиболее непосредственный и фундаментальный вклад в становление клинической психологии в США вообще и штате Вирджиния в частности.
Он входил в состав первой экзаменационной комиссии по сертификации клинических психологов в штате Вирджиния, которую затем лично возглавлял. Джон Бук опубликовал свои исследования во многих научных журналах и был приглашенным лектором в университетах.
Его достижения заслуживают особого внимания еще и потому, что сам Бук страдал параличом нижних конечностей, что, конечно, затрудняло ему работу и поездки с лекциями. Кроме того, по словам биографов, Бук не имел официального диплома о высшем образовании и предпочитал теорию практике.
Для получения более подробной информации о его жизни см. Биографический обзор Джона Н. Бака (1906-1983), посвященный 10-летию: действительно ли он основал клиническую психологию в Вирджинии? («Джон Н. Бук (1906-1983): он практически основал клиническую психологию в Вирджинии?») [Ф. Роу, В. Крюс, Ф. Фингер, 1993].
Методика «Дом, дерево, человек» Дж. Бука: в чем суть
Его методология изложена в книге «Техника Дом-Дерево-Человек» (в переводе на русский язык «Техника Дом-Дерево-Человек»), которая после его смерти несколько раз переиздавалась [Дж. Бак, 2019]. Это произведение переведено на многие языки и адаптировано для восприятия людей с учетом разнообразия культурных и языковых традиций.
В частности, русскоязычной публике можно порекомендовать работу «Психологические рисовальные тесты. Методика «Дом-Дерево-Человек», где многие сложные вещи объясняются простым языком [П. Семенова, 2014]. Итак, в чем же суть метода Бака?
Методика «Дом, Дерево, Человек» Дж. Бука (сокращенно ДДЧ) подходит как детям, так и взрослым. Такая универсальность техники обусловлена ее простотой, ведь рисовать людей, дома и деревья пробовал практически каждый.
Нельзя пользоваться линейкой, циркулем или другими вспомогательными приспособлениями, ведь самое главное в рисунке – его естественность. Для прохождения теста тестируемому выдается белый лист, сложенный пополам, на лицевой стороне которого вносятся личные данные тестируемого, а оставшиеся три страницы отводятся для рисунков.
Рисовать нужно простым карандашом, для чего простые карандаши выпускаются с показателем твердости 2. Джон Бук считал, что именно этот показатель твердости карандаша наиболее точно отражает моторику испытуемого, и поэтому рисунок, полученный с помощью «два» карандаша оказались наиболее информативными. Уточним, что сегодня используется маркировка карандашей от 9Н (самый твердый) до 9В (самый мягкий).
В ходе исследования разрешается стирать исходный рисунок и перерисовывать его любое количество раз, для чего испытуемым выдается ластик (ластик — пояснение к участкам, где слово «ластик» не употребляется»).
Отметим, что оригинальный книжный тест неоднократно заимствовался и модернизировался в рамках исследований его коллег, причем в ряде аспектов. Поэтому многие психологи считают более информативным объединить изображение дома, дерева и человека в одном изображении в единый рассказ:
И многие считают важным не только само изображение, контуры и нажим карандаша, но и выбор цвета, а потому предлагают испытуемым использовать карандаш любого цвета по своему выбору:
Испытуемым дается столько времени на рисование, сколько им необходимо, при этом всех предупреждают, что это не проверка художественных способностей.
В свою очередь экспериментатор наблюдает за процессом и фиксирует все паузы, высказывания, комментарии испытуемого по поводу задания, а также общее время выполнения каждого рисунка из заданной триады.
Принципиально важным считается зафиксировать, начал ли человек рисовать сразу после того, как получил бумагу, карандаши, ластики и инструкции, или же он сначала обдумал задания и только потом начал рисовать. Кроме того, чтобы добиться успеха в исследовании и получить соответствующие результаты, необходимо зафиксировать последовательность изображения всех деталей каждого рисунка.
Окончательная запись для рисунка может выглядеть так:
- Пауза для размышления 20 секунд.
- Фасадная стена дома.
- Боковая стена дома.
- Крыша.
- Дымоход на крыше.
- Дым из трубы с комментарием «Да будет дым».
- Окно сбоку.
- Переднее окно справа.
- Переднее окно слева.
- Входная дверь.
- Наступите на дверь с комментарием «Думаю, двух шагов будет достаточно».
- Путь, ведущий к двери.
- Общее время рисования 4 минуты 15 секунд.
Примерно так будут выглядеть итоговые записи по рисункам с деревом и человеком. Важно уловить не только общие характеристики изображения, но и мелкие детали, если они есть. Например, широко открытая дверь в дом, открытые окна, разбитые окна, фрукты на дереве (яблоки, груши и т д.), сухие ветки на дереве, трещины и другие повреждения ствола дерева.
Когда испытуемый выполнил все три рисунка, экспериментатор приступает к так называемому «опросу после рисунка» по заранее заданной анкете из 64 вопросов. Условно говоря, анкета имеет «спиральную» структуру, когда вопросы с разным уровнем детализации направлены на получение наиболее актуальной информации о характеристиках человека.
Вопросы построены таким образом, чтобы слегка «запутать» испытуемого и он не нашел связи между ранее заданными и последующими вопросами, не «катался» на ранее данных ответах и чувствовал себя максимально свободно. Прямые конкретные вопросы чередуются с более абстрактными, при этом анкета не является какой-то догмой.
В случае, когда ответ на вопрос очевиден, экспериментатор может его пропустить. Или наоборот, дополните анкету собственными вопросами, если ему покажется целесообразным уточнить какие-то интересные и нестандартные детали картины.
Поэтому исследователи часто пропускают вопрос «Это мужчина или женщина?» применительно к изображению человека, если уже понятно, кто это. Но они почти всегда задают вопросы, на которые, глядя на рисунок, не всегда может ответить даже сам живописец:
- Сколько лет этому человеку?
- Кто это мужчина?
- Где он находится?
- О чем он думает?
- О ком вы думали, когда рисовали этого человека?
Анкета по рисованию с деревом выглядит еще интереснее. Наблюдатель должен сказать, что это за дерево, сколько ему лет, где оно растет, живо оно или мертво, и указать, как именно это можно понять по рисунку.
Также в анкете есть очень запутанные вопросы. Предлагается найти сходство дерева с мужчиной или женщиной и объяснить, почему оно так. Считается, что ответы на этот и другие вопросы раскрывают многие грани личности и психологических особенностей человека.
Разумеется, экспериментаторов просят учитывать любые нестандартные детали рисунка. В первую очередь те, которые имеют разрушительный характер, например: битое стекло, прохудившаяся крыша, сломанные ветки, сломанный дымоход.
Все эти нюансы позволяют детализировать характеристики субъекта и создать наиболее полный психологический портрет. Так что интерпретация результатов испытаний — пожалуй, самая важная и интересная часть тестирования.
Методика Бука: интерпретация результатов
Итак, как интерпретировать результаты теста по методу Книги? Прежде чем приступить к изучению интерпретации, вспомним, что метод «Дом, Дерево, Человек» был разработан Дж. Буком в 1948 году. И конечно тогдашний образ жизни и традиции строительства были отражены как в анкете, так и в рекомендациях по интерпретации.
Таким образом, отсутствие дымохода на картинке разработчик теста рассматривает как симптом недостатка душевного тепла, а скрытый или почти невидимый дымоход трактует как избегание эмоций.
В 40-е годы практически все частные дома имели печное отопление, поэтому такой подход был оправдан. Однако сейчас чертеж без труб связан скорее с тем, что такие дома человек не видел «вживую», а в домах с автономным паровым отоплением дымоход просто не нужен. Так что дом без дымохода может быть признаком не проблем личности, а отсутствия соответствующего зрительного опыта.
Однако многие рекомендации по интерпретации результатов можно считать актуальными и сегодня. Наиболее информативным элементам изображения присваивается заданное количество баллов, и по сумме баллов можно будет определить, насколько выражена у человека та или иная характеристика.
Конечно, психологов в первую очередь интересуют характеристики, которые представляют опасность для окружающих и затрудняют адаптацию личности в обществе. И конечно, никакой результат теста не является приговором или диагнозом.
Любые результаты требуют уточнения, но стоит учитывать, не содержит ли рисунок одновременно несколько элементов, указывающих на враждебность, агрессивность, конфликтность и негативизм.
Например, признаком враждебности является отсутствие на картине окон в доме, изображение замочной скважины или замка на двери, острые пальцы и пустые глазницы человека, «шариковая» крона дерева, или дерево, нарисованное у самого края предназначенного для изображения листа:
О конфликте наблюдателя может свидетельствовать отказ выполнить одно из трех построений для рисования или перерисовка рисунка. На самом деле на картине психологов может насторожить перспектива снизу, дерево, слишком явно выделенная талия человека:
На чрезмерную агрессивность указывают слишком четко прорисованные ноздри, зубы, крупные пальцы, острые углы и штриховка «от себя», а также слишком густая листва и изображение оружия на картине:
Кулак, непропорционально длинные или большие ноги, одномерная перспектива боковой стенки считаются признаком негативизма:
Подобное толкование говорит о том, что профессия художника очень опасна. Практически каждого человека, хорошо рисующего, можно заподозрить в каком-либо из вышеперечисленных грехов. Особенно тех, кто пишет портреты и пейзажи, хотя в большинстве случаев они используют натуру, и вряд ли для них было бы правильно «кромсать» оригинал до каких-то «идеальных ожиданий».
Наиболее безобидным в этом отношении можно считать импрессионизм с его отказом от четкого контура, минимизацией использования черного цвета и техникой нанесения краски короткими мазками. Кстати, вы лучше поймете искусство вообще и живопись в частности, если пройдёте наш бесплатный курс истории искусств».
Не менее интересно, распространяются ли все эти «подозрения» на враждебность и агрессивность на фотографов, выбирающих нестандартный ракурс. Например, вид снизу:
Иными словами, хорошо, что творческие люди не слишком склонны учитывать мнение других и не боятся эпатировать публику своим творчеством. Если бы все слушали врачей, психологов и психиатров, мы бы никогда не увидели ничего интереснее, чем ракурс фотографии на паспорт.
И все ландшафты и типы домов будут выглядеть примерно одинаково. Никаких стволов деревьев с развилками, чтобы не заподозрить во враждебности, никаких хищников с острыми клыками, чтобы не заподозрить в конфликте, и не дай Бог вам нарисовать дерево с округлой кроной, напоминающей шар, если вы не хотите показаться агрессивным.
Однако психологи на то и психологи, чтобы выявить все, что может беспокоить человека и окружающих его людей, помочь справиться со своими проблемами, исправить искажения в восприятии окружающей действительности. И именно поэтому большинство пояснений к анкетам сосредоточено прежде всего на тревожных и тревожных признаках.
Как гласит известный анекдот про проверочные похороны, когда лежащий в гробу налоговый инспектор успел схватить за руку гробовщика, который тянулся за купюрой в кармане проверяющего: «У вас своя работа, а у нас своя». Для тех, кто забыл конец анекдота, напоминаем, что этого старательного налогового инспектора похоронили, несмотря на его отчаянное сопротивление.
Но вернемся к нашим овцам. в некотором смысле к психологам. На что еще обращает внимание метод Дж. Бука «Дом, Дерево, Человек»? Давайте посмотрим на каждый из трех рисунков.
Дом:
- Старый и разваленный – соответствующее восприятие предмета само по себе.
- Находится далеко – субъект чувствует себя отвергнутым.
- Расположен рядом – открытость и гостеприимство.
- Вид сверху и ступеньки, упирающиеся в стену без входа – наличие конфликтной ситуации.
- Акцент на контурах стены — самообладание и попытка укрепить связь с реальным миром.
- Акцент на фоне стены – стремление «вытолкнуть» конфликт.
- Тонкие контуры стен – ощущение опасности.
- Боковые и задняя двери – отсоединение.
- Слишком широкие и/или высокие двери – сильная зависимость от чужого мнения.
- Узкие и/или низкие двери – близость и некоторая нерешительность.
- Густой дым из трубы – «стрессовая» ситуация в жизни.
- Окна нараспашку – склонность к незамысловатости, граничащей с неряшливостью.
- Большое количество окон в доме – желание общаться.
- Закрытые окна и/или шторы – проблемы со взаимодействием с внешним миром.
- Отсутствие штор на окнах – нежелание скрывать свои чувства.
- Окно без стекла – враждебность и отчуждение.
- Акцент на контурах потолка – увлечение воображением как источником удовольствия, часто сопровождающегося тревогой.
- Слабые очертания потолка – размышления об ослаблении контроля.
- Сломанная крыша – ощущение, что человека ведут против его воли.
- Крыша не гармонирует с нижними этажами – плохая личная организация.
Что еще замечают психологи, анализируя рисунок по методу Дж. Бука «Дом, Дерево, Человек»? Оказывается, расположение изображения имеет значение:
- Изображение смещено вправо – устремление в будущее.
- Изображение смещено влево – «зависает» в прошлом.
- Изображение смещено вверх – завышенные претензии.
- Изображение смещено вниз – низкая самооценка, ощущение давления.
- Чертеж не поместился – нарушение функции плана.
- Рисунок слишком мелкий – повышенное беспокойство.
Речь идет об имидже дома. Теперь посмотрим, что может привлечь внимание психологов в образе дерева.
Три:
- Симметрия – стремление ограничить агрессивность.
- Ветви опущены – пассивность и отказ от усилий.
- Разветвление – энтузиазм и жажда власти.
- Разветвления в разные стороны – стремление к самоутверждению.
- Листва-сетка – ловкость во избежание проблемных ситуаций.
- Листва изогнутых линий – восприимчивость.
- Закрытая густая листва – скрытая агрессивность.
- Ветви нарисованы в одну линию – бегство от проблем действительности.
- Пальмы – желание сменить место.
- Затененный ствол – тревога и подозрительность.
- Стебель от линии – нежелание реально смотреть на вещи.
- Родословные с напором — целеустремленность, активность и продуктивность.
- Ветви не соединены со стволом – отклонение от реальности.
Кроме того, важно, как рисунок древесины располагается на плоскости листа. Психологи всегда учитывают высоту дерева:
- Нижняя четверть листа – зависимость и неуверенность в себе.
- Нижняя половина листа — нерешительность как черта личности.
- 3/4 листа – хорошая адаптируемость.
- Рисовать на весь лист – жажда самоутверждения.
И, наконец, изображение человека. Как их интерпретируют психологи по методу Книги?
Человек:
- Большая голова – придает серьезное значение интеллектуальной составляющей.
- Слишком маленькая голова – переживание неадекватности.
- Нечетко прорисованная голова – конфуз.
- Слишком толстые контуры шеи – стремление к интеллектуальному контролю.
- Сильная шея – это стремление взять под контроль собственное тело.
- Слишком тонкая шея – склонность заходить назад.
- Слишком утолщенная и укороченная шея – уступки собственным слабостям, в том числе и разрушительным.
- Наклоненные плечи – признак осторожности.
- Большое тело – наличие нереализованных желаний.
- Маленькое тело – чувство неполноценности.
- глаза прикрыты или спрятаны под поля шляпы – желание избежать неприятных зрительных воздействий.
- Очень маленькие глаза – погружение в свой внутренний мир.
- Длинные ресницы – склонность к кокетству, желание быть в центре внимания.
- Волосы сильно затушеваны – тревога.
- Волосы не заштрихованы или изображены «рамкой» вокруг головы – враждебность.
- Мужчина на картинке машет руками – стремление к действию.
- Руки скрещены на груди – враждебное подозрение.
- Руки за спиной – нежелание признаться.
- Руки длинные и мускулистые – человек чувствует потребность быть сильным и ловким.
- Слишком длинные руки – чрезмерные амбиции.
- Руки прижаты к телу – инерция и скованность.
- Руки очень короткие – неадекватность.
- Ноги непропорционально длинные – потребность в независимости.
- Ноги слишком короткие – ощущение физической и/или психологической неловкости.
- Голова в профиль, тело анфас – тревога и потребность в общении.
В этой части теста психологи также учитывают положение фигуры человека на рисунке:
- Крупная фигура – экспансия, тщеславие, высокомерие.
- Маленькая фигура – тревожность, ригидность, эмоциональная зависимость.
- Очень маленькая цифра – чувство неполноценности.
- Отсутствие симметрии – ощущение беззащитности.
- Рисунок у самого края листа – зависимость и самоуверенность.
- Рисовать на весь лист – превознесение себя в собственном воображении.
Более подробную информацию и пояснения к тесту можно найти в статье Дж. Бука «Метод «Дом, Дерево, Человек»» [Psylist, 2019]. Рисуйте, учитесь и будьте готовы к тому, что вас попросят рисовать и учиться. Однако вы будете гораздо лучше подготовлены ко всему, если пройдете нашу Программу самопознания».
И в заключение хотим напомнить, что все тесты и их результаты – это очень большая условность, которая исчезает перед настоящим талантом, талантом и оригинальностью. Мы хотим, чтобы вас не смущали условные рамки и ограничения, навязанные нетворческими и необразованными людьми.