В философии не так много вопросов столь же фундаментальных и вечных, как вопрос о том, что первично – материя или сознание. Этот вопрос является одним из важнейших во всей философской науке и оказал большое влияние на ее развитие и углубление. Мыслители долго пытались выяснить, что же произошло в самом начале и породило все многообразие жизни и мира. Другими словами, бытие определяет сознание или наоборот? Сторонников первой точки зрения называют материалистами, а придерживающихся противоположной точки зрения — идеалистами.
Если суть этих двух философских направлений не так сложно понять, то гораздо труднее понять все их нюансы, детали и подвиды. Ориентироваться в теориях как идеализма, так и материализма — непростая задача, а обилие имен представителей обеих позиций, а также разнообразие терминов могут сбить с толку. В этой статье мы предлагаем вам вместе с нами попытаться разобраться в основных направлениях философской науки.
Давайте проанализируем суть обоих подходов к вопросу о первичности существ, их положениях и предпосылках, а также познакомимся с их разновидностями и основными представителями. Пожалуй, начнем с определений и выяснения сущности взаимоотношений материи и сознания.
В чем суть материализма и идеализма
Как уже говорилось выше, материализм принципиально отличается от идеализма в вопросе о том, что первично: бытие или сознание, материя или мышление. Давайте объясним.
Материалисты убеждены, что материальное первично и объективно, а сознание, мышление, духовное происходят от этой формы бытия.Сознание зависимо от материального и подчинено ему.
Напротив, идеалистическая ориентация признает примат мышления, сознания, идей. Все материальное, все существующее было творением, продуктом сознания, и таким образом внешний мир является отражением внутреннего. Единственное истинное и существующее — это то, что мы чувствуем, ощущаем, осознаем, а внешний мир и предметы — это проекция наших внутренних процессов, совокупность наших чувственных ощущений. В обоих направлениях вопрос об отношении мышления и бытия различается по ряду пунктов, о которых стоит поговорить отдельно.
Поскольку к данной теме неприменим строго научный принцип опровержения (фальсифицируемости), т.е невозможно однозначно доказать или подтвердить одну из теорий и опровергнуть противоположную, то сам вопрос также остается открытым. Споры о том, что было раньше, курица или яйцо, продолжаются и по сей день и расширяют знания.
Теперь познакомимся с основными представителями идеализма и его формами.
Идеализм
В рамках идеализма различают объективный и субъективный идеализм.Эти две точки зрения различаются взглядом на существующую материю. Объективный идеализм признает реальный, существующий мир и наряду с этим миром идей и некоторое мировое сознание. Последнее — это то, что формирует и определяет все сущее. Те, кто придерживается субъективного идеализма, напротив, считают, что реальность — это только наши ощущения и восприятия, а все, что есть на самом деле, — это наш чувственный опыт, мысли и сознание. Таким образом, внешний мир существует лишь как отражение наших субъективных чувственных восприятий и переживаний.
Идеализм берет свое начало в античности, в античной философии. Одними из первых апологетов этого подхода можно назвать Платона (V-IV вв до н.э.), а среди философов Нового времени — Лейбница (1646-1716) и Гегеля (1770-1831). Они представляли направление объективного идеализма и признавали существование некой души, породившей все и господствующей над всем материальным. Именно благодаря этому идеальному (= нематериалистическому), бестелесному, мысленному началу человек способен понимать абстрактные и нематериальные явления, руководствоваться этикой и моралью, испытывать высокие эмоции и переживать духовный опыт.
Те философы, которые стояли на позициях субъективного идеализма, настаивали на том, что окружающие нас предметы и мир являются не чем иным, как производными наших ощущений. Среди этих философов были Джордж Беркли (1685–1753), Дэвид Юм (1711–1786), Иммануил Кант (1724–1804) и другие.
Во многом теория идеализма имеет общее с религией, и за это его часто критиковали. Религиозные и схоластические писатели Средневековья много писали о божественном происхождении всего сущего как творения разума Божия. Так, идеалистические расчеты в очень значительной степени использовались средневековыми схоластами и философами для подтверждения существования Бога и религиозных догм.
Кроме того, еще одним поводом для критики идеализма было то, что в нем можно найти продолжение первобытного взгляда на мифологическое общество. Тенденция к анимизму и антропоцентризму, таким образом, высмеивалась противниками идеализма как пережиток первобытного сознания. Помните, что анимизм – это идея о том, что все предметы и явления имеют душу, тогда как антропоцентризм – мировоззренческая позиция, согласно которой человек является центром вселенной, а мир рассматривается как существующий, прежде всего, для блага человека.
На диаметрально противоположном конце спектра находится материализм «бытия-сознания». Разберем этот философский принцип освоения реальности.
Материализм
Как следует из названия, материализм занимает позицию, согласно которой материя является единственным существующим первичным принципом. Мир материален, материален – все существующее существует объективно, независимо от сознания. Идеальное, психическое вторично и определяется материальной природой мира. Само сознание возникло и развилось в процессе осознания и восприятия объективно существующей реальности и является не чем иным, как ее отражением. Таким образом, бытие определяет сознание, и ничего больше.
Как и идеализм, материализм имеет длительную историю и был свойственен ряду античных философов. Демокрит Абдерский (V–IV вв до н.э.), один из учёных и умнейших людей Древней Греции, был основоположником атомного материализма. По его мнению, все состоит из атомов – неделимых частиц материи, имеющих существование. Движение одних и тех же частиц в пустоте определяет многообразие форм существующих предметов и явлений. Как видим, Демокрит во многом предвосхитил современное научное понимание природы вещей.
Среди других античных материалистов стоит упомянуть грека Эпикура (IV-III вв до н.э.) и римлянина Лукреция Кара (I век до н.э.). Помимо теорий этих философов, материалистические идеи встречаются и в других учениях, трактующих природу психического. Примером может служить дошедшая до нас идея о том, что темперамент человека определяется характером и соотношением между материальными компонентами, например стихиями или гуморальными флюидами.
Этот подтип материализма называется спонтанным. На следующем витке развития философы новой эпохи уже развили учение о материалистической природе всего сущего с другой позиции — механистического материализма. Ей не свойственна диалектика, а наоборот, на первый план выходят такие свойства материи, как устойчивость, постоянство и неизменность. Материя — это вещь сама по себе, утверждали материалисты, а сознание — ее собственность. Таким образом, мир неизвестен.
Представителями механистического материализма, называемого также метафизическим, являются Фрэнсис Бэкон (1561–1626), Томас Гоббс (1588–1679), Джон Локк (1632–1704), Жюльен Ламетри (1709–1751), Клод Адриан Гельвеций (1715–1771).), Поль Анри Гольбах (1723-1789). Они жили и творили во времена великих научных и промышленных открытий и достижений, и стремление познать мир с помощью точных наук и механики отражено в их философских концепциях.
Следующим важным этапом в развитии материализма было создание его диалектической разновидности. Это учение, созданное Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом и затем развитое Владимиром Лениным, легло в основу советской научной методологии. Он сочетает в себе диалектику — учение о развитии через внутренние противоречия и материализм — признание объективно существующей реальности, независимой от сознания и мышления. Приверженцы этого философского образа мышления стоят на том принципе, что реальное бытие принципиально познаваемо.
Сильными сторонами диалектического материализма являются всестороннее рассмотрение предмета, объективность и многосторонность, гибкость и научность подхода, признание внутренних противоречий и противоречивых начал и через них постоянное развитие существующих явлений и вещей и переход к новым виткам эволюции.
Это три основные разновидности материализма. С развитием материалистического подхода к жизни он, казалось, смог объяснить устройство мира, но даже самый объективный и всеобъемлющий материализм не может дать ответов на многие вопросы, касающиеся идеального и нематериального. Как охватить оба конца жизненного спектра, волновало мышление размышляющих людей всех возрастов, и были созданы новые концепции, позволяющие разрешить противоречие между ними. Некоторые из этих точек зрения в философской теории заслуживают отдельного обсуждения.
Как совместить материализм и идеализм
В попытке примирить два противоречивых взгляда на материю и сознание философская мысль породила новые взгляды и направления познания. Например, такое философское учение, как пантеизм, объединяет все сущее с Богом. Таким образом, материя неотделима от сознания, и противоречие снимается.
Далее стоит упомянуть гилозоизм, согласно которому вся материя так или иначе одушевлена. Все тела в мире, природе и космосе являются живыми организмами, в которых проявляется Мировая Душа.
Однако наибольшей степени гармонии идея соединения материализма и идеализма достигла в учении о дуализме. Суть его заключается в том, что оба начала – материальное и идеальное, бытие и сознание – признаются равными и независимыми друг от друга. Среди дуалистов были такие мыслители, как Рене Декарт (1596–1650), Вольтер (1694–1778), Исаак Ньютон (1642–1727) и другие.
Таким образом, философское мышление с древнейших времен стремилось найти точки соприкосновения идеализма и материализма и даже соединить их. В то же время до сих пор нет четкого ответа на главный вопрос философии о соотношении духа и материи, мышления и бытия. Философы продолжают искать ответы на другую сторону вопроса: узнаваем ли вообще мир? Но это отдельный разговор, о котором мы вполне можем поговорить в будущем.
А теперь предлагаем проверить, насколько вам удалось понять материал статьи, с помощью небольшого теста.
Теперь подведем итог всему вышесказанному.
Резюме
Итак, главный вопрос, на который философия пыталась ответить на протяжении многих столетий, — это вопрос о том, что первично: материя или дух, бытие или сознание. Здесь существуют два диаметрально противоположных взгляда – материализм и идеализм.
Первый утверждает, что материальное начало первично и главенствует по отношению к идеальному, духовному, психическому. Сознание порождается бытием, которое размышляет и стремится понять. К трем основным разновидностям материализма относятся:
- стихийный материализм древности;
- механистический материализм в новое время;
- диалектический материализм отцов коммунистической мысли.
Идеализм, со своей стороны, признает примат сознания. Первичны и действительны именно наши субъективные ощущения и мышление, посредством которых мы осваиваем мир, а предметы и т д являются лишь проявлениями этих ощущений, говорят идеалисты. Это направление философии делится на объективный и субъективный идеализм.
Оба мировоззрения резко противоположны друг другу и несовместимы. Тем не менее, дуализм пытался примирить обе эти точки зрения, признавая эквивалентность и равенство обоих принципов. Неизменным остаётся одно – тема, которой сотни лет и которая до сих пор актуальна. Это один из основных вопросов философского познания, который по своей диалектике способствовал развитию и углублению этой дисциплины.
Насколько легко вам ориентироваться в философских учениях и идеях? Возможно, было бы полезно лучше понять, что такое научное мышление, а еще лучше – развить собственное. Предлагаем вашему вниманию нашу онлайн-программу «Когнитивная наука», предназначенную для обучения эффективным техникам мышления, позволяющим более успешно рассуждать, принимать решения и находить нестандартные выходы из ситуаций.
Самое главное, продолжайте задавать вопросы и искать ответы, чтобы углубить свое понимание.
Удачи в этом!