В этой статье вы найдете несколько вариантов, которые помогут вам научиться легко понимать сигналы регулирования дорожного движения. Надо сказать, что не только студенты, но и многие опытные водители плохо ориентируются в них, ведь в наши дни уличный регулировщик на дороге встречается очень редко. При этом его требования никто не отменял, и водитель, не понимающий подаваемых сигналов, рискует не только быть оштрафованным, но и стать виновником ДТП. Поэтому нам некуда идти – сигналы регулировщика надо выучить и понять, причем так, чтобы они глубже засели в памяти, чем другие темы. Тогда и через несколько лет, встретившись с диспетчером дорожного движения, вы сможете интерпретировать и правильно удовлетворить требования человека.
Согласно разделу 1.2 ПДД, регулировать дорожное движение, помимо сотрудников полиции, уполномочены регулировать военные инспекторы дорожного движения, работники дорожного хозяйства, охранники на железнодорожных переездах и паромных переправах, а также сотрудники Ространснадзора и таможенной службы. Естественно, каждый из них отвечает за свой участок – военная ГАИ не вмешивается в дела гражданских водителей, а регулировать движение на перекрестке вместо сотрудника ГАИ инспектор никогда не пойдет.
Как правило, для подачи сигналов регулировщики используют какой-либо инструмент – полосатую черно-белую жезл, диск с красным светоотражателем или флажок. Важно помнить, что эти предметы удерживает правая рука регулировщика.
Как вы уже поняли, регулировщики бывают разные, но все они используют в своей работе одни и те же сигналы, которые описаны в пункте 6.10 правил. К сожалению, этот абзац написан так, что его легче запутаться, чем понять, поэтому нам приходится переводить его на нормальный человеческий язык, чтобы вам было легче усвоить сигналы.
Три основные жеста регулировщика
Вы, наверное, удивитесь, но основных движений, которые должен знать каждый водитель, не пять и не десять, а всего три, чтобы любой школьник смог правильно их выучить. Правда, в правилах сказано, что регулировщик может подавать руками и другие сигналы, понятные водителям и пешеходам, но запоминать эти инструкции вы не обязаны. Кроме того, регулировщик использует свисток для привлечения внимания. Как правило, он свистит и предупреждает, что теперь необходимо подать новый сигнал.
Общий смысл сигналов регулировщику заключается в том, что регулировщик определенным образом перекрывает путь тем, кому в данный момент запрещено движение. В качестве препятствия регулировщик использует собственную грудь, спину и вытянутую вперед правую руку. Если движение регулируется с помощью жезла, то жезл в вытянутой руке становится полосатым барьером, преграждающим путь транспортным средствам и пешеходам.
Первый основной жест регулировщика
Теперь давайте рассмотрим каждый из трех сигналов более подробно. Первый из них очень простой – регулировщик поднял правую руку над головой так, чтобы рука со столбом смотрела в небо. Это сигнал, запрещающий движение всем транспортным средствам и пешеходам одновременно. Для наглядности можно представить, что регулировщик держит на кончике палочки красный светофор, который, как маяк, светит во все стороны и виден со всех сторон.
Как вы думаете, почему регулировщику необходима полная остановка движения транспорта на перекрестке? Ведь это создает пробку, которая ему совершенно не нужна. Единственное разумное объяснение состоит в том, что он хочет остановить всех и пропустить одного человека — машину скорой помощи, полицию или организованный транспортный конвой. Разумеется, сразу после проезда спецтехники регулировщик восстановит нормальный порядок движения. Для этого он должен поставить руки в одну из двух оставшихся позиций.
Второй основной жест регулировщика
Если первый сигнал регулировщику является «маяком», то второй сигнал можно назвать словом «стена». Здесь регулировщик может стоять, вытянув руки в разные стороны, либо они опущены вдоль тела. Это то же самое. Когда инспектор преграждает путь с вытянутыми, повернутыми или спиной к вам руками, вы не можете продолжать движение и должны остановиться. Обратите внимание и запомните этот световой сигнал: в этом случае вы можете не только двигаться прямо, но и повернуть куда угодно, а также совершить разворот. Таким образом, движение «маяк» и «стенка» через дорогу – это правила, запрещающие движение в любом направлении и не расставляющие приоритетов.
Но совсем другая ситуация открывается, если вы не едете на регулировщике, который стоит над дорогой, а передвигаетесь на автомобиле по нему. Инспектор стоит боком к участникам дорожного движения, а это значит, что автомобилистам доступны два направления из четырех – прямо и направо. Но попытка повернуть налево или развернуть приведет к тому, что вы споткнетесь о «препятствие» и разобьете о него свою машину. Поэтому при движении по рукам запрещается поворот налево и разворот. Благодаря этому встречные транспортные потоки не мешают друг другу, а вместо регулирования торжествуют мир, порядок и безопасность.
Пешеходы, находящиеся на перекрестке, могут переходить дорогу и двигаться «с рукава на рукав», но не имеют права перелезать через него. При этом по правилам движения на перекрестках водители, поворачивающие направо, обязаны уступать дорогу пешеходам.
Третий основной жест регулировщика
А как быть тем, кто хочет сдвинуться налево или повернуть? Поскольку «стена» используется для запрета движения, они должны остановиться и дождаться третьего сигнала инспектора. Следующий жест мы можем назвать словом «угол». Если регулировщик вытянет вперед правую руку с палкой, между этой рукой и левым плечом образуется такой угол. Обычно при показе этого сигнала регулировщик немного отходит от центра перекрестка, чтобы водители, желающие повернуть налево, оставались под контролем и не объезжали его сзади.
Когда регулировщик стоит на «углу», важно, с какой стороны ты подходишь. Давайте рассмотрим все четыре варианта. Если вы подошли «снизу», ваша сторона дороги, расположенная справа от регулировщика, не перегораживается ни его грудью, ни спиной, ни вытянутой рукой с дубинкой, потому что этот барьер перекрывает только противоположную половину проезжей части. Таким образом, вы можете не только вписаться, совершив поворот налево или разворот, но и проехать в обоих оставшихся направлениях – прямо или направо. Поэтому, когда вы видите регулировщика с таким жестом, для вас это самый комфортный вариант: вы можете двигаться куда угодно.
Подойдя «налево», вы увидите регулировщика именно в этом ракурсе. Он не даст вам проехать прямо, так как загородил путь грудью. Слева от вас будет «барьер», который не позволит вам повернуть налево или развернуться. Поэтому все, что вам остается – это двигаться вправо. Если вам не нужно туда ехать, необходимо остановиться и дождаться еще одного сигнала регулировщика.
Теперь посмотрим на перекрёсток «сверху» и увидим регулировщика в таком положении. Поскольку жезл всегда находится в правой руке, никакого угла здесь не образуется – вы сразу натыкаетесь на «барьер», преграждающий вам путь во всех направлениях. И, наконец, четвертое направление – спина лидера движения. Как уже говорилось, никакого движения в сторону сзади регулировщика быть не может, так как у него нет глаз на затылке, и он не контролирует происходящее сзади. Поэтому такой сигнал также является запретительным.
Мы рассмотрели этот жест глазами водителя безрельсового транспорта. Теперь посмотрим на это глазами пешехода. Представьте себе, что у регулировщика в руках очень длинная палка, которой он дотягивается до «зебры», расположенной за перекрестком, чтобы запретить переходить дорогу. Потом оказывается, что из четырёх пешеходных переходов разблокирован только один — тот, что за регулировщиком. И это правильно, ведь через остальные три «зебры» в это время движется интенсивный транспортный поток.
Теперь мы знаем все должности регулировщика для водителей бездорожья и пешеходов. Вроде бы можно положить этому конец, но с трамваями тоже придется разобраться. Не думайте, что эта информация вам никогда не понадобится – вы должны знать, чего ожидать от водителя трамвая, подъехавшего к перекрёстку одновременно с вами. Эти знания также потребуются при решении экзаменационных заданий.
Проблема в том, что одни и те же сигналы регулировщику (а других у нас просто нет) имеют для трамвая несколько иное значение. Каждый сигнал указывает только одно возможное направление, либо вообще запрещает движение. При этом любое из трех направлений (вправо, прямо и влево) соответствует одному положению регулировщика.
Если трамвай не включает указатели поворота, он должен проехать по прямой. Чтобы его пропустить, регулировщик становится на позицию с вытянутыми в стороны руками, а трамвай движется дальше. Почему этот сигнал не дает машине повернуть направо, как водителям безрельсового транспорта? Потому что в этом случае все автомобили, автобусы, мотоциклы, мопеды и велосипеды, желающие ехать прямо, должны стоять и ждать, пока не свернет одинокий трамвай. Это сильно задержит движение транспорта, но если трамвай движется только в прямом направлении, это не мешает безпутным транспортным средствам двигаться вперед или вправо по тому же сигналу регулировщика.
Чтобы трамвай мог повернуть налево, регулировщик вытягивает одну руку вперед, а другую в сторону и показывает водителю жезлой, какое направление он разрешил. И опять же, качающийся трамвай не мешает другим транспортным средствам двигаться одновременно вправо, прямо и влево. Проблема возникает только при движении задним ходом. Но, во-первых, развороты на перекрестках случаются не так уж и часто, а во-вторых, ничто не мешает водителю безрельсового транспорта пропустить трамвай и повернуть вслед за ним. И наконец, чтобы выпустить трамвай вправо, регулировщик снова должен встать под углом, но теперь грудью к трамваю и с вытянутой в сторону рукой. Этот сигнал имеет для водителя и для всех остальных водителей одинаковое значение – он разрешает движение только вправо и запрещает движение в других направлениях.