Этапы когнитивного развития у детей

Как я могу гарантировать, что мой ребенок научится развивать определенные когнитивные способности, соответствующие его возрасту? Как устроено сознание ребенка? А каковы основные этапы познавательного развития ребенка? Нормально ли, что мой ребенок совершает ошибки в речи или мыслительных процессах? Теория Пиаже подробно объясняет различные стадии развития детей. Эта статья поможет вам познакомиться с этой научной теорией и узнать, развивается ли ваш ребенок с возрастом. Давайте вместе разрешим все ваши сомнения!

Этапы когнитивного развития у детей

Жан Пиаже – один из самых известных психологов в истории. Признание в научной среде он получил прежде всего благодаря открытиям в области детской психологии и развитию интеллекта у детей. Пиаже посвятил свою жизнь исследованию различных стадий роста, чтобы понять, как развиваются способности детей при определенных моделях обучения, мышления и когнитивного развития. В этой статье описывается теория Пиаже и даются объяснения различных этапов развития детей.

Теория Пиаже: этапы когнитивного развития у детей

С точки зрения теории Пиаже, дети проходят определенные стадии развития, которые формируют их интеллект и способность воспринимать зрелые отношения. Эти стадии развития наблюдаются в установленном порядке у всех детей, независимо от расы и страны проживания. Однако переход от одного этапа к другому может незначительно отличаться от ребенка к ребенку.

Часто бывает, что совсем маленькие дети не умеют сопереживать, как это делают взрослые. У них «эгоцентрическое мышление» в соответствии с их возрастом и способностями, и для них также нормально совершать ошибки.

На протяжении всего детства ребенок проходит процесс естественного когнитивного развития. Именно в это время дети «учатся думать», а точнее, взаимодействовать с окружающим миром, в котором они живут. Это предполагает ряд эволюционных изменений в жизни ребенка. Их можно разделить на несколько этапов на протяжении всего детства, от рождения до подросткового возраста. Эти стадии, на которых развиваются определенные когнитивные навыки, являются так называемыми «стадиями Пиаже».

В чем состоит теория Пиаже? Жан Пиаже (швейцарский психолог и биолог) провел серию исследований детского развития, разделив детство на этапы, которые он назвал стадиями развития. Теория Пиаже предполагает разделение процесса познавательного развития ребенка на этапы в зависимости от его возраста.

Стадии развития, согласно теории Пиаже, представляют собой совокупность важных фактов в процессе человеческого развития, происходящих близко во времени. Например, тип языка, которым пользуются дети, может варьироваться до определенного возраста (лепет, придуманные слова, псевдослова, они могут говорить в третьем лице, обращаясь к себе…). А также тип мышления (эгоцентрическое мышление, где все вращается вокруг того, что видит или думает ребенок) или физические навыки (задействовать рефлексы, научиться ползать, затем ходить, бегать…). Все эти проявления познавательного развития происходят непрерывно и постепенно по стадиям Пиаже с учетом примерного возраста.

Согласно теории Пиаже, каждая стадия или стадии развития происходят в определенное время?

Нет, они не обязательно должны проводиться в определенное время. Дело в том, что для всех возрастов существуют чувствительные периоды, когда у детей возможно и нормально развивать определенные когнитивные навыки. В определенном возрасте ребенку будет легче освоить определенный навык. Например, что касается овладения языком, то первые слова малыш начинает произносить уже на первом году жизни. Но язык находится в постоянном процессе формирования и совершенствования примерно до 7-летнего возраста, когда словарный запас все еще недостаточен и в последующие годы будет увеличиваться.

Этапы когнитивного развития ребенка согласно теории Пиаже

Пиаже предложил четыре стадии развития детей в зависимости от возраста. Эти этапы были разделены следующим образом: первый этап — сенсомоторный период (дети от 0 до 2 лет), второй этап — предоперационный период (дети от 2 до 7 лет), третий этап — период специфических операций (дети от 2 до 7 лет) в возрасте от 7 до 11 лет), четвёртый этап — период формальных операций (дети и подростки — от 11 лет до примерно 19 лет). Далее мы подробно обсудим эти этапы.

1 стадия развития ребенка: сенсомоторный период (дети в возрасте от 0 до 2 лет)

Для этого этапа развития ребенка характерно понимание окружающего мира через действия посредством координации чувственного опыта с физическими действиями. В этот период наблюдается значительный прогресс в развитии врожденных рефлексов.

  • Как известно, дети этого возраста предпочитают стимулы ярких цветов, с эффектом яркости, контраста, движения…
  • Кроме того, дети, выстраивая свои модели поведения, стараются повторять действия и используют для этого свое тело. Например, шуметь, ударяя игрушкой, бросая предмет, натягивая одеяло, чтобы получить лежащий на нем предмет и т д. В этом возрасте дети повторяют случайные события, экспериментируют со своим телом.
  • Первый контакт ребенка с речью. Самый первый контакт с речью происходит, когда ребенок находится в утробе матери. В течение месяцев беременности он «слушает» и узнает голос своих родителей. Исследования показывают, что в первые дни жизни младенцы предпочитают звук человеческого голоса любому другому звуку. Удивительно, как быстро ребенок привыкает к речи. С момента рождения он обладает уникальной способностью различать звуки речи. Психологические исследователи из Casper y Spence также показали, что детей особенно привлекает речь матери, которую они распознают быстрее, чем чужие.
  • Какими средствами общения пользуются дети от 0 до 2 лет? Когда ребенок рождается, его любимым средством общения является плач, поскольку другие звуки он еще не способен воспроизводить (не готов к этому физически). В течение первых месяцев он начинает использовать долингвистические жесты, такие как улыбки и слезы, которые поначалу он будет использовать спонтанно. Со временем это станет осознанным, когда он научится использовать их как средство общения. Так или иначе, в зависимости от того, плачет малыш или улыбается, родители могут интерпретировать его чувства и состояние. В такой форме реализуется его первое спонтанное общение. Примерно в шесть месяцев ребенок начинает образовывать первые слоги из гласных и согласных. Например, в этот период мы можем услышать, как он произносит: «бабаба». Как правило, свои первые отдельные слова малыши начинают произносить примерно в 12 месяцев.

2 стадия развития ребенка: предоперационный период (дети в возрасте от 2 до 7 лет)

Это второй этап развития ребенка по теории Пиаже. С 3-летнего возраста в жизни малыша происходят важные изменения. Он начинает проходить первые образовательные программы вне дома, участвовать в образовательном процессе. И это очень важная социальная составляющая.

  • Ребенок начинает строить социальные отношения с другими людьми, особенно среди сверстников. Это особенно важно, поскольку до этого периода его общественные отношения развивались только внутри семейного круга.
  • Какими средствами общения пользуются дети от 2 до 7 лет? Хотя словарный запас ребенка быстро увеличивается в возрасте от 3 до 7 лет, дети в этот период склонны к «эгоцентрическому мышлению». Это означает, что ребенок оценивает все происходящее в соответствии со своим индивидуальным жизненным опытом. В результате его мышление в этот период статично, интуитивно и зачастую лишено логики. Поэтому дети до 6 лет могут совершать ошибки как при интерпретации событий, так и при выражении своего мнения о происходящем.
  • В этот период дети склонны говорить о себе в третьем лице, так как у них еще нет четкого понятия «Я», отделяющего их от остального мира.
  • Дети в возрасте от 2 до 7 лет проявляют сильное любопытство и стремление к знаниям. Именно поэтому они так часто задают родителям вопросы, начинающиеся со слова «почему» по отношению к ряду предметов и явлений окружающего мира.
  • На этом этапе дети склонны приписывать человеческие чувства или мысли неодушевленным предметам. Это явление известно в науке как анимизм.

Как проявляется «эгоцентрическое мышление» по теории Пиаже? Почему дети на этом этапе развития не способны мысленно поставить себя на место других людей? Это может быть связано с положениями «теории разума», объясняющей способность человека проникать в сознание другого человека, угадывать его мысли, то есть способность ставить себя на место другого человека. У детей эта познавательная способность развивается только в возрасте 4-5 лет. Именно поэтому младший ребенок считает, что «другие видят происходящее и думают так же, как и он». Эта теория помогает объяснить, почему дети в возрасте до 5 лет не способны лгать или иронизировать.

Каждое из этих ограничений на дологическом этапе преодолевается ребенком, после того как в возрасте 6-7 лет он переходит на следующий этап познавательного развития. Это позволит ему объединить и систематизировать весь ранее накопленный опыт. Этот процесс продлится около 14-15 лет.

3 стадия развития ребенка: период конкретных операций (дети в возрасте от 7 до 11 лет)

В этот предпоследний период теории Пиаже дети начинают использовать логическое мышление в определенных ситуациях. В этот период они могут выполнять задачи более сложного уровня, успешно используя логические и математические операции. Но, несмотря на значительный прорыв по сравнению с предыдущим периодом, на этом этапе познавательного развития они все же могут использовать логику с определенными ограничениями: здесь и сейчас, что на этом этапе им кажется гораздо проще. Они до сих пор не используют абстрактное мышление. Это означает, что в этом возрасте детям трудно применить имеющиеся знания по отношению к новому, еще неизвестному или недостаточно изученному предмету.

4 стадия развития ребенка: период формальных операций (дети и подростки с 11 лет)

  • Этот последний период характеризуется применением логического мышления во всех обстоятельствах, в том числе и тогда, когда требуется абстрактное мышление.
  • Новизна этого этапа в отношении развития интеллекта ребенка, по мнению Пиаже, состоит в том, что дети уже могут делать предположения или создавать гипотезы о малоизвестных предметах и ​​явлениях.
  • С этого этапа ребенок воспринимает процесс обучения и полученные знания в целом, а не как перечень конкретных тем, как это было на предыдущем этапе.

Этапы развития ребенка по теории Пиаже

Задержка в развитии моего ребенка — нужно ли беспокоиться

  • Во-первых, будьте терпеливы. Доказано, что существуют чувствительные периоды как для приобретения речи, так и для развития других навыков, таких как моторика, когнитивное развитие, чтение и т д. Однако, руководствуясь теорией Пиаже, мы не должны забывать, что развитие Ребенок – это непрерывный процесс, который движется постепенно. Каждый ребенок может тратить больше времени на развитие одного навыка и меньше времени на развитие другого, и может научиться чему-то преждевременно. Хотя это лишь краткое изложение теории Пиаже и различных стадий развития ребенка, следует отметить, что это лишь оценки возраста, чтобы мы могли сделать выводы о существующей статистике. Иногда некоторым детям требуется больше времени, чтобы освоить навык. Но это вовсе не означает, что в данном случае имеются проблемы или патологии развития.
  • В других случаях, например, когда речь идет о вовлечении ребенка в процесс обучения, может случиться так, что через некоторое время у ребенка проявятся определенные трудности в общении с другими людьми и формировании социальных отношений. Неспособность играть, учиться или адаптироваться к получению знаний совершенно иначе, чем у других детей. В этом случае рекомендуется обратиться за помощью к специалисту (как школьному психологу, так и за пределами школы, а также педиатру, который сможет лучше вас проконсультировать).
  • Наконец, если у ребенка есть какие-либо проблемы или патологии, если он проводит больше времени за учебой, чем другие дети, или испытывает трудности в какой-либо области, мы должны поддержать его дома и в школе и оказать ему необходимую помощь. Но не паникуйте, если вашему ребенку потребуется больше времени для выполнения заданий. Либо он испытывает затруднения в данный момент времени, либо не реагирует на параметры, описываемые теорией Пиаже с точностью до месяца. Это не значит, что в будущем ребенок не сможет успешно развивать познавательные навыки благодаря вашей помощи и стараниям.
  • Помните, что трехлетний ребенок не умеет обманывать (отсюда и поговорка: «усты младенца говорят правду»). Они лишь дают представление о своем мировоззрении, через «свое окно». Поэтому постарайтесь понять, что они еще не взрослые. Они только учатся развиваться в мире, где в будущем они будут более независимыми. Но начиная с рождения, они на каждом этапе делают большие и очень важные успехи, изучая что-то новое. И мы, взрослые, должны узнать все, что можем, об окружающем нас мире. Чтобы потом поделиться своими знаниями с детьми, помогая им двигаться вперед и преодолевать любые препятствия.

Теория Пиаже не только очень полно объясняет различные стадии развития детей, но и описывает детскую магию. Что касается их «эгоцентрического мышления», их любопытства к окружающему миру и их невинности. И это заставляет нас задуматься и осознать, что, будучи взрослыми, мы должны научиться понимать наших детей, чтобы поддерживать их, воодушевлять их и делать их счастливыми и любимыми на всех этапах их развития.

Оцените статью
Добавить комментарий