Ценности, убеждения и установки личности

Личность – сложное, многослойное образование, имеющее свою иерархию. В бытовой психологии высший уровень структуры личности называется ориентацией. Это система ценностей, убеждений и установок, формирующаяся в течение жизни. Они во многом управляют деятельностью человека и определяют его отношение к миру, самому себе и другим людям.

Ценности, их виды и иерархия

Все в нашей жизни имеет ценность, и речь идет не только о материальных или финансовых условиях. Но ценность предметов и явлений различна. Есть вещи, имеющие фундаментальное значение, а есть такие, от которых мы легко можем отказаться в пользу других, более значимых и ценных. Эта система ценностей во многом определяет наш жизненный выбор, нашу карьеру, хобби, принципы, отношения с другими людьми.

Виды ценностей

В психологии под ценностями понимают важные для человека предметы, явления, идеалы и т д. Такие важные вещи есть у каждого из нас в разных сферах жизни, и их содержание тоже различно. Существует 3 типа значений.

Материальные ценности

К ним относятся реальные объекты внешнего мира, необходимые человеку для того, чтобы он чувствовал себя комфортно. Некоторые из них жизненно важны, например одежда, кров, еда. А к предметам роскоши или повышенного комфорта можно отнести и другие – автомобили, бытовая техника, смартфоны, украшения, аксессуары и т д. Человек может обойтись и без них, но для многих эти вещи являются символом благополучия, и их обладание считается престижно. То есть эти вещи имеют преходящую ценность, которая определяется либо модой, либо субъективными предпочтениями человека.

Духовные ценности

Они часто противопоставляются материальному и считаются более возвышенными и значимыми для человека и человечества в целом. Тем не менее, это не всегда так. Духовные ценности являются продуктом человеческого сознания, и их значение определяется прежде всего культурными традициями, моральными нормами, мировоззренческими принципами и т д. Согласитесь, духовные ценности Средневековья далеко не всегда носят возвышенный характер, и не все из них важны для современного человека.

Есть, конечно, общечеловеческие ценности, важные в любом обществе и в любую историческую эпоху. К ним относятся свобода, семья, любовь, дружба, верность и преданность, чувство долга.

С точки зрения развития человечества духовные ценности сформировались позже материальных и включают несколько видов:

  • жизненные ценности, связанные с общечеловеческими нормами и имеющие фундаментальное значение для жизни человека: любовь, вера, свобода, семья, здоровье, защита потомства и т д;
  • моральные ценности отражают отношение человека к основным категориям морали: честности и верности, гуманизму и состраданию, долгу и уважению;
  • эстетические ценности, возможно, самые молодые из всех видов, связанные с эстетическими переживаниями, такими как чувство красоты, наслаждение формой, звуком, цветом и так далее; эстетические ценности определяются культурными традициями.

Когда мы говорим о превосходстве духовных ценностей над материальными, не следует забывать об их субъективном, индивидуальном характере. Так что, возможно, для одного человека верность долгу будет значимой ценностью, а для другого это вообще не имеет значения. Кто-то будет верен избранным принципам гуманизма, а кто-то будет пропагандировать беспринципность и человеконенавистничество.

Социальные ценности

Этот тип ценностей связан с межличностными отношениями и представлением человека о роли общества и своем месте в нем. К социальным ценностям относятся:

  • принадлежность к определенной социальной группе;
  • круг друзей;
  • друзья;
  • навыки коммуникации;
  • политические взгляды и убеждения;
  • социальный статус в иерархии межличностных отношений.

Человек — часть общества, и нормальная жизнь даже самого замкнутого и нелюдимого индивидуума вне общества невозможна. Поэтому социальные ценности объективны и важны для каждого человека, даже если он не всегда об этом осознает.

Терминальные и инструментальные ценности

В психологии эти два типа ценностей описал М. Рокич (США), автор известного метода психологической диагностики ценностной ориентации человека.

Под терминальными ценностями понимаются базовые ценности, значимые сами по себе. К ним относятся как духовные и социальные ценности, так и жизненно важные материальные ценности, такие как дружба, красота, образование, карьера, семья, творчество, здоровье, свобода, комфорт и т д. Терминальные ценности иногда сравнивают с жизненными целями, которые человек устанавливает для себя. Это то, к чему мы стремимся.

Инструментальные ценности, как следует из названия, являются инструментами достижения жизненных целей. К терминальным ценностям относятся прежде всего такие качества личности, как настойчивость, трудолюбие, ответственность, креативность, любознательность, воля, толерантность, открытость и т д. Это то, что мы ценим в других людях и в себе, то, что считаем необходимым развивать.

Иерархия ценностей

Поскольку ценности имеют разный вес и разное значение, в психологии принято говорить об иерархии ценностей. Ее можно представить в виде пирамиды с несколькими ступенями или уровнями, причем структура пирамиды у каждого человека разная.

Для кого-то пиком станет успех, карьера, материальное благополучие, выраженное в автомобиле определенной марки или пентхаусе. А для другого человека любовь и счастливая семья будут на вершине иерархии ценностей. Считается, что духовные ценности важнее и важнее материальных, однако не у всех они есть на верхних уровнях пирамиды.

Не менее важны ценности, которые лежат в основе нашей жизни и составляют основу иерархии. Кто-то считает таким прочным фундаментом семью, кто-то считает материальные блага, а кто-то ставит человека у подножия пирамиды, как мерило всех вещей.

Убеждения личности

Воздействие на окружающую среду

Вера в психологии понимается как система взглядов человека на мир и свое место в нем, на его отношения с другими людьми и его отношение к делу. Убеждения формируются на протяжении всей жизни личности под влиянием социальной среды и личного опыта.

Доминирующую роль играет социальный фактор, поэтому основу веры в наше сознание закладывает общество. Большое значение имеет авторитет источника и фактор веры. Дети верят своим родителям и учителям, они для них авторитеты, поэтому оказывают решающее влияние на формирование их мировоззрения. А взрослые доверяют политикам (даже если они не всегда в этом признаются), средствам массовой информации, влиятельным друзьям и книгам. Именно эти источники оказывают наиболее заметное влияние на веру человека.

Однако назвать человека пассивным объектом социального воздействия также нельзя. Он проходит через себя и обрабатывает всю информацию, соотнося ее с имеющимся опытом и значимыми ценностями. Поэтому можно сказать, что вера – это своего рода сплав социального и индивидуального.

Вера играет важную роль в жизни человека. Они во многом определяют его социальное положение и направленность личности. Вера также тесно связана с жизненными целями и установками.

Установки, их типы и роль в жизни человека

Отношения – понятие неоднозначное, в психологии оно употребляется в двух значениях:

  • как определенный, заранее заданный ракурс восприятия действительности, событий, людей;
  • как предрасположенность к определенному поведению или виду социальной деятельности.

В целом установку можно рассматривать как готовность человека совершать определенные действия, поступки. Например, прежде чем перейти дорогу, человек обычно автоматически проверяет, движется ли машина. Здесь работает установка, сформированная еще в детстве. Или другой пример: когда мы видим в окно, что на улице пасмурно и ветрено, мы одеваемся теплее, так как срабатывает настройка – если ветер, то холодно.

Это так называемые мирские установки, а мировоззренческие установки во многом близки убеждениям, связаны с ними и часто складываются в неразрывное целое. Например, у человека с националистическими убеждениями имеются установки на восприятие людей других национальностей как менее ценных, ущербных, наделенных неприятными качествами.

В отличие от убеждений, установки менее осознанны. Например, широко распространено мнение, что чем выше социальный статус человека, тем он умнее, образованнее и профессиональнее. Поэтому мы сами, не понимая почему, больше доверяем мнению начальника, чем подчиненного или даже коллеги.

Типы установок

Фокус на деятельности

В психологии выделяют 3 типа установок в зависимости от их влияния на ту или иную сферу деятельности:

  • Смысловые установки относятся к содержанию нашего сознания и включают в себя несколько компонентов: поведенческий — связанный с волей действовать в соответствии с убеждениями; информативный, формирующий систему взглядов на человека; оценочный, влияющий на отношение человека к миру и выражающийся в чувствах симпатии и антипатии.
  • Настройки целей определяют процесс постановки целей. К такому типу отношения относится, например, представление о важности карьерного роста и необходимости упорного труда для достижения успеха или убежденность девушки, которая связывает свое будущее исключительно с замужеством. Целеполагание поддерживает активность человека в случае неудачи и побуждает его снова и снова начинать движение к цели.
  • Оперативные установки управляют выбором путей и средств достижения цели. Этот тип, пожалуй, наименее устойчив. Отношения меняются под влиянием процесса обучения, личного опыта, советов других, информации из различных внешних источников (книг, Интернета и т д.). Каким бы инертным ни было мышление человека, он никогда не будет бесконечно совершать действия, не приносящие результата, а будет пытаться найти что-то более эффективное.

Выбор этих типов весьма условен, в реальном сознании человека все установки переплетены и взаимосвязаны.

Роль установок в жизни человека

Отношения представляют собой своего рода стереотипы сознания или готовые шаблоны взглядов, мотивов, суждений, поведения и т д. Как и все шаблоны, роль отношения двояка.

Положительный эффект от установок выражается в следующем:

  • они помогают сориентироваться в огромном массиве разнообразной информации, отфильтровать незначительное;
  • освободить человека от ответственности за принятие психологически сложных решений;
  • определить тип поведения в стандартных ситуациях;
  • установки часто включают в себя что-то вроде условных рефлексов, освобождающих человека от необходимости обдумывать каждое действие;
  • установки играют большую роль в образовательном процессе, так как обеспечивают формирование у ребенка социально заданного типа поведения.

То есть установки вполне могут облегчить жизнь человеку и упростить взаимодействие с другими людьми, но негативных установок не меньше, чем позитивных. Они создают психологический барьер, который не дает человеку изменить неэффективные способы работы. Установки мешают адекватно оценить ситуацию, которая может измениться и перестать соответствовать перцептивным стереотипам. В результате в сознании формируется искаженная картина мира. Например, гендерные установки отводят женщинам подчиненную роль в обществе по сравнению с мужчинами. Это плохо влияет не только на межличностные отношения между полами, но и на деловые и профессиональные контакты, выступает источником конфликтов.

Медлительность и медлительность мышления также является следствием действия установок. Перегруженное стереотипами сознание плохо воспринимает новую информацию, поэтому задерживается интеллектуальное и профессиональное развитие личности. Установки также мешают творческому процессу, который требует оригинальности, нестандартного мышления и отказа от шаблонов мышления и поведения. О том, как создаются изобретения, есть поговорка: «Все знали, что это невозможно сделать, но пришел человек, который этого не знал, и сделал это». По сути, все прогрессивное развитие человечества – это путь разрушения стереотипов и шаблонов.

Таким образом, богатство и многообразие содержания направленности личности делает каждого человека уникальным и неповторимым социальным объектом и объектом деятельности. Меняясь вместе с изменением общества, мы обновляемся буквально каждое мгновение, обогащая свое мировоззрение, ценностные ориентации, взгляды и убеждения. Помните, девизом «Наутилуса» капитана Немо была латинская фраза: Mobilis i mobile — «мобильный в мобильной среде»? Этот девиз в полной мере относится и к человеку.

Оцените статью
Добавить комментарий