Психические процессы

Психические процессы – условное деление психики на составные элементы, позволяющие распознавать внешний и внутренний мир. Это настолько сложное явление и о нем так мало известно, что существует довольно много определений и интерпретаций этого явления.

Психические процессы: виды и краткая характеристика

Развитие психических процессов происходит в специфических условиях взаимодействия с внешним миром: особенности нашей планеты, переход от зимы к лету, изменение гравитации и многое другое — предъявляют к человеку определенные требования. Поэтому психика выступает регулятором поведения организма.

Функции психических процессов целиком зависят от вида. Все психические процессы можно разделить на три типа:

Когнитивный:

  • восприятие;
  • память;
  • мышление;
  • чувство;
  • воображение;
  • производительность;
  • речь;
  • обратите внимание на следующее.

Эмоциональный:

  • чувства;
  • чувства;
  • подчеркивать;
  • оказывать воздействие.

Добровольно:

  • хотеть;
  • постановка целей;
  • принятие решений.

Существует также неразрывная взаимосвязь психических процессов, которая выражается, например, в том, что память невозможна без внимания, восприятие невозможно без памяти и так далее. Поэтому, если вы хотите улучшить активность своих психических процессов, достаточно будет развить несколько из них. Например, память, воображение, эмоции и воля. Однако ваш список может принципиально отличаться. В любом случае не стоит удивляться тому, что по мере развития внимания все остальные процессы тут же «подтягиваются.

Методы изучения

В рамках психиатрии и когнитивной науки для изучения процессов памяти, восприятия, мышления, внимания и других функций используются следующие методы:

  • Узнавание фигур на ощупь и тактильное манипулирование ими (доска Сегена).
  • Визуальное распознавание реальных, зашумленных, контурных и расфокусированных изображений (тест Поппельрайтера).
  • Восприятие предметов, требующих зрительно-пространственной обработки (контурная карта, схематические часы).
  • Распознавание знаменитых портретов известных людей.
  • Слуховое восприятие и оценка ритмических структур.
  • Выявление нарушений памяти (метод «Пиктограмма»).

Следует сказать, что выявить нарушение психического процесса можно только с помощью нескольких методов, то есть диагностировать проблемы необходимо в комплексе.

Наибольшее количество методик исследуют мышление. Самая известная — «Классификация предметов», где можно изучить различные стороны мыслительного процесса. Также известно: понимать переносный смысл метафор и высказываний, решать математические задачи разной степени сложности, сравнивать и определять термины.

Теперь поговорим отдельно о течении психических процессов и состояний, их свойствах, особенностях и функциях.

Психические познавательные процессы

Рассмотрим каждый процесс отдельно.

Восприятие

Восприятие – целостное отражение предметов и явлений во всей совокупности их свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств. Оно продолжается в тесной связи с другими психическими процессами: во-первых, с ощущениями, собирающими информацию из внешнего мира с помощью сенсоров, и, во-вторых, с памятью, волей и вниманием. Восприятие — это интерпретация того, что собрали наши датчики.

Перцептивные характеристики включают в себя:

  • Структурность: объект воспринимается сознанием как смоделированная структура, абстрагированная от ощущений.
  • Объективность: предметы воспринимаются не как бессвязный набор ощущений, а как образы, составляющие конкретные предметы.
  • Постоянство: постоянство восприятия одного и того же объекта.
  • Аперцептивность: на восприятие влияет общее содержание психики человека.
  • Избирательность: предпочтительный выбор одних объектов по сравнению с другими (восприятие здесь тесно взаимодействует с вниманием).

Память

Память – это комплекс познавательных способностей к накоплению, сохранению и воспроизведению знаний и умений. Память тесно связана с мышлением, восприятием и ощущениями.

Основная функция памяти – хранить информацию, которую человек затем может использовать для определенных целей. Без него у нас не было бы личности.

К свойствам памяти относятся: объем, точность, скорость запоминания и процессы забывания.

Существуют разные типы памяти:

  • По содержанию: пространственный, социальный, эмоциональный, эйдетический, сенсорный, словесно-логический, образный.
  • По сенсорной модальности: двигательная, зрительная, вкусовая, слуховая, обонятельная, эйдетическая, болевая.
  • По срокам хранения: долгосрочные, кратковременные, сверхкраткосрочные.
  • Об организации запоминания: декларативное и процессуальное.
  • При наличии цели: произвольный и непроизвольный.

Мышление

Мышление – это процесс моделирования закономерностей внешнего мира, высшая ступень обработки информации человеком. Можно сказать, что это последний психический процесс, управляющий личностью.

С помощью мышления человек может полностью изменить свое восприятие, воображение, внимание, волю и даже переживания. Высшая степень человеческих знаний.

Основные особенности мышления:

  1. Косвенное познание объективной реальности: даже на основе косвенной информации мы можем судить о свойствах предметов и явлений.
  2. Обобщение отражения действительности: переход от отдельных предметов к общему.

Ощущения

Ощущение – это психическое отражение индивидуальных особенностей и взаимоотношений с внешней средой, объектами внешних или внутренних раздражителей при участии нервной системы.

Канонически выделяют пять типов ощущений: обоняние, вкус, осязание, зрение, слух.

Почувствуйте свойства:

  • Интенсивность: количественная характеристика ощущений.
  • Модальность: качественная характеристика ощущений.
  • Длительность: временная характеристика ощущений.
  • Локализация: пространственные характеристики ощущений, информация о расположении раздражителя в пространстве.

Воображение

Воображение – это способность человека создавать в уме образы, идеи и представления, а также манипулировать ими. Функции воображения заключаются в представлении в голове выбора будущего результата деятельности при планировании, поиске стратегии решения задач.

Особенности воображения:

  • Мечта: Эмоциональный образ желаемого будущего, характеризующийся недостаточным знанием того, как воплотить его в жизнь.
  • Творчество: создание новых духовных и материальных ценностей.
  • Агглютинация: создание новых изображений на основе «склеивания» частей существующих изображений.
  • Галлюцинации: нереальные образы, которые возникают у человека во время болезни.
  • Вес: создавайте новые образы, подчеркивая и акцентируя определенные черты.

Представление

Репрезентация – это изображение явления или предмета, который человек не воспринимает здесь и сейчас. Оно отличается от воображения тем, что человек пытается лишь запомнить образ, а не придумать ничего нового.

Изобразительные функции зависят от рода деятельности человека: художники должны запомнить правильный образ, музыканты — правильную мелодию или звук. Воображение помогает решать сложные и образные задачи, в том числе творческие.

Посмотреть свойства:

  • Фрагментация. Чем привлекательнее был для человека предмет, тем с большим количеством подробностей он может его представить.
  • Видимость. Человек представляет образ воспринимаемого объекта исключительно в визуальной форме.
  • Обобщение. Изображение объекта обладает определенной информационной емкостью.
  • Нестабильность. Изображение можно удерживать только определенное время.

Речь

Речь – это форма общения между людьми посредством языковых структур. Оно неразрывно связано с мышлением и представлением.

Это помогает донести до нас важную информацию, а также передать общественно-исторический опыт.

Речевые характеристики:

  • Ясность. Синтаксически правильное построение предложений, умение делать паузу или логически подчеркивать правильное слово.
  • Содержание. Процент выраженных ценных слов по отношению к тем, которые не представляют ценности (так называемая «вода»).
  • Эффективность. Влияние речи на мысли, волю и чувства других людей.
  • Выразительность. Эмоциональная насыщенность, богатство и разнообразие языковых средств.

Внимание

Внимание – это избирательная направленность восприятия на определенный объект. Оно очень тесно связано с памятью (некоторые когнитивисты полагают, что это вообще одно и то же), а также с волей.

С помощью воли человек может изменить свое отношение к предмету и сознательно осознавать его, т е отделить его от остальных. Осознанность помогает человеку ориентироваться в окружающем мире.

К характеристикам внимания относятся: объем, направление, концентрация, распределение, интенсивность, изменчивость и устойчивость.

Психические эмоциональные процессы

Рассмотрим каждый процесс отдельно.

Чувства

Чувство – эмоциональный процесс для человека, отражающий субъективное оценочное отношение к абстрактным или реальным предметам. Эмоции проявляются у людей по-разному, поскольку на них влияет собственный набор индивидуальных особенностей и черт личности. Необходим для общения, дружбы и понимания других людей.

Эмоциональные характеристики:

  • Содержание: отражение различных сторон, особенностей значения предметов, их обуславливающих.
  • Стеничность: стенические чувства мобилизуют силы человека, побуждают его к активной деятельности (ненависти, любви). Астенический парализует и расслабляет (презрение и страх).
  • Интенсивность: сила эмоции.
  • Валентность: приятные, неприятные и двойственные чувства.

Эмоции

Эмоции отражают субъективно-оценочное отношение к предметам, явлениям, ситуациям и людям. С помощью воли человек может вызвать любое чувство, которое он считает необходимым.

Свойства эмоций полностью совпадают со свойствами эмоций.

Стресс

Стресс – это совокупность адаптационных реакций психики на стрессоры.

Различают положительный (эустресс) и отрицательный (дистресс) стресс. Разница в интенсивности: чем больше ее в психике, тем хуже.

Аффекты

Аффекты – эмоциональные процессы взрывного характера. Во многих случаях их считают негативным проявлением психики, но в угрожающей ситуации они могут спасти жизнь.

Психические волевые процессы

Рассмотрим каждый процесс отдельно.

Постановка цели

Постановка целей – это процесс выбора одной или нескольких целей. Тесно связан с силой воли и эмоциями.

Воля

Воля – это способность человека принимать решение на основе мыслительного процесса и направлять свои действия и мысли в соответствии с принятым решением.

Как следует из определения, воля тесно связана с мышлением и принятием решений. Но кроме этого без него невозможны сознательное внимание и развитая память.

Принятие решений

Принятие решения — это умственный процесс, который характеризуется использованием силы воли для постановки цели и твердым намерением ее достичь.

Развитие психических процессов

Говоря о развитии психических процессов у детей, прежде всего различают возрастную группу.

С 2 до 6 лет у ребенка происходит формирование психических процессов. Родители могут повлиять на это, если обучат их. Вот несколько упражнений, которые вы можете дать своим детям:

  • Положите на стол несколько игрушек. Ребенок должен запомнить свое местонахождение и присутствие. Затем он закрывает глаза, и вы убираете или перемещаете один из них. Он должен сказать, что изменилось.
  • Когда ребенок освоит это упражнение, усложните его. Уберите 2–3 игрушки.
  • Для развития мышления подойдет следующая игра: разложите перед ребенком четыре картинки, три из которых относятся к определенной теме. Ребенок должен угадать, какой из них лишний.
  • Во время похода в магазин дайте ребенку на запоминание список продуктов (сначала 3-4). В магазине ему приходится их запоминать (тренируется долговременная память).

Если вашему ребенку 7-8 лет, он должен уметь:

  • Найдите 10 отличий между предметами.
  • Выполняйте задание, не отвлекаясь, около 15-20 минут.
  • Точно скопируйте движение или рисунок.
  • Выполняйте задания самостоятельно по предложенной модели.
  • Мог найти те же предметы.
  • Уметь выстроить последовательность событий и составить связный рассказ по картинкам.
  • Постройте логический ряд из определенной группы объектов.
  • Повторите дословно предложения, состоящие из 7-8 слов.

Психические процессы взрослого человека формируются в 16 лет. Но это не значит, что их нельзя тренировать и совершенствовать. На самом деле мышление можно и нужно развивать на протяжении всей жизни. В заключение мы предлагаем вам выбрать один из наших курсов (или все):

  • Развитие памяти
  • Логическое мышление.
  • Эмоциональный интеллект.
  • Когнитивная наука

Также обязательно потренируйтесь, решая задачи из нашего раздела «Игры, головоломки и развлечения».

Желаем вам удачи!

Оцените статью
Добавить комментарий