Психические процессы – условное деление психики на составные элементы, позволяющие распознавать внешний и внутренний мир. Это настолько сложное явление и о нем так мало известно, что существует довольно много определений и интерпретаций этого явления.
Развитие психических процессов происходит в специфических условиях взаимодействия с внешним миром: особенности нашей планеты, переход от зимы к лету, изменение гравитации и многое другое — предъявляют к человеку определенные требования. Поэтому психика выступает регулятором поведения организма.
Функции психических процессов целиком зависят от вида. Все психические процессы можно разделить на три типа:
Когнитивный:
- восприятие;
- память;
- мышление;
- чувство;
- воображение;
- производительность;
- речь;
- обратите внимание на следующее.
Эмоциональный:
- чувства;
- чувства;
- подчеркивать;
- оказывать воздействие.
Добровольно:
- хотеть;
- постановка целей;
- принятие решений.
Существует также неразрывная взаимосвязь психических процессов, которая выражается, например, в том, что память невозможна без внимания, восприятие невозможно без памяти и так далее. Поэтому, если вы хотите улучшить активность своих психических процессов, достаточно будет развить несколько из них. Например, память, воображение, эмоции и воля. Однако ваш список может принципиально отличаться. В любом случае не стоит удивляться тому, что по мере развития внимания все остальные процессы тут же «подтягиваются.
Методы изучения
В рамках психиатрии и когнитивной науки для изучения процессов памяти, восприятия, мышления, внимания и других функций используются следующие методы:
- Узнавание фигур на ощупь и тактильное манипулирование ими (доска Сегена).
- Визуальное распознавание реальных, зашумленных, контурных и расфокусированных изображений (тест Поппельрайтера).
- Восприятие предметов, требующих зрительно-пространственной обработки (контурная карта, схематические часы).
- Распознавание знаменитых портретов известных людей.
- Слуховое восприятие и оценка ритмических структур.
- Выявление нарушений памяти (метод «Пиктограмма»).
Следует сказать, что выявить нарушение психического процесса можно только с помощью нескольких методов, то есть диагностировать проблемы необходимо в комплексе.
Наибольшее количество методик исследуют мышление. Самая известная — «Классификация предметов», где можно изучить различные стороны мыслительного процесса. Также известно: понимать переносный смысл метафор и высказываний, решать математические задачи разной степени сложности, сравнивать и определять термины.
Теперь поговорим отдельно о течении психических процессов и состояний, их свойствах, особенностях и функциях.
Психические познавательные процессы
Рассмотрим каждый процесс отдельно.
Восприятие
Восприятие – целостное отражение предметов и явлений во всей совокупности их свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств. Оно продолжается в тесной связи с другими психическими процессами: во-первых, с ощущениями, собирающими информацию из внешнего мира с помощью сенсоров, и, во-вторых, с памятью, волей и вниманием. Восприятие — это интерпретация того, что собрали наши датчики.
Перцептивные характеристики включают в себя:
- Структурность: объект воспринимается сознанием как смоделированная структура, абстрагированная от ощущений.
- Объективность: предметы воспринимаются не как бессвязный набор ощущений, а как образы, составляющие конкретные предметы.
- Постоянство: постоянство восприятия одного и того же объекта.
- Аперцептивность: на восприятие влияет общее содержание психики человека.
- Избирательность: предпочтительный выбор одних объектов по сравнению с другими (восприятие здесь тесно взаимодействует с вниманием).
Память
Память – это комплекс познавательных способностей к накоплению, сохранению и воспроизведению знаний и умений. Память тесно связана с мышлением, восприятием и ощущениями.
Основная функция памяти – хранить информацию, которую человек затем может использовать для определенных целей. Без него у нас не было бы личности.
К свойствам памяти относятся: объем, точность, скорость запоминания и процессы забывания.
Существуют разные типы памяти:
- По содержанию: пространственный, социальный, эмоциональный, эйдетический, сенсорный, словесно-логический, образный.
- По сенсорной модальности: двигательная, зрительная, вкусовая, слуховая, обонятельная, эйдетическая, болевая.
- По срокам хранения: долгосрочные, кратковременные, сверхкраткосрочные.
- Об организации запоминания: декларативное и процессуальное.
- При наличии цели: произвольный и непроизвольный.
Мышление
Мышление – это процесс моделирования закономерностей внешнего мира, высшая ступень обработки информации человеком. Можно сказать, что это последний психический процесс, управляющий личностью.
С помощью мышления человек может полностью изменить свое восприятие, воображение, внимание, волю и даже переживания. Высшая степень человеческих знаний.
Основные особенности мышления:
- Косвенное познание объективной реальности: даже на основе косвенной информации мы можем судить о свойствах предметов и явлений.
- Обобщение отражения действительности: переход от отдельных предметов к общему.
Ощущения
Ощущение – это психическое отражение индивидуальных особенностей и взаимоотношений с внешней средой, объектами внешних или внутренних раздражителей при участии нервной системы.
Канонически выделяют пять типов ощущений: обоняние, вкус, осязание, зрение, слух.
Почувствуйте свойства:
- Интенсивность: количественная характеристика ощущений.
- Модальность: качественная характеристика ощущений.
- Длительность: временная характеристика ощущений.
- Локализация: пространственные характеристики ощущений, информация о расположении раздражителя в пространстве.
Воображение
Воображение – это способность человека создавать в уме образы, идеи и представления, а также манипулировать ими. Функции воображения заключаются в представлении в голове выбора будущего результата деятельности при планировании, поиске стратегии решения задач.
Особенности воображения:
- Мечта: Эмоциональный образ желаемого будущего, характеризующийся недостаточным знанием того, как воплотить его в жизнь.
- Творчество: создание новых духовных и материальных ценностей.
- Агглютинация: создание новых изображений на основе «склеивания» частей существующих изображений.
- Галлюцинации: нереальные образы, которые возникают у человека во время болезни.
- Вес: создавайте новые образы, подчеркивая и акцентируя определенные черты.
Представление
Репрезентация – это изображение явления или предмета, который человек не воспринимает здесь и сейчас. Оно отличается от воображения тем, что человек пытается лишь запомнить образ, а не придумать ничего нового.
Изобразительные функции зависят от рода деятельности человека: художники должны запомнить правильный образ, музыканты — правильную мелодию или звук. Воображение помогает решать сложные и образные задачи, в том числе творческие.
Посмотреть свойства:
- Фрагментация. Чем привлекательнее был для человека предмет, тем с большим количеством подробностей он может его представить.
- Видимость. Человек представляет образ воспринимаемого объекта исключительно в визуальной форме.
- Обобщение. Изображение объекта обладает определенной информационной емкостью.
- Нестабильность. Изображение можно удерживать только определенное время.
Речь
Речь – это форма общения между людьми посредством языковых структур. Оно неразрывно связано с мышлением и представлением.
Это помогает донести до нас важную информацию, а также передать общественно-исторический опыт.
Речевые характеристики:
- Ясность. Синтаксически правильное построение предложений, умение делать паузу или логически подчеркивать правильное слово.
- Содержание. Процент выраженных ценных слов по отношению к тем, которые не представляют ценности (так называемая «вода»).
- Эффективность. Влияние речи на мысли, волю и чувства других людей.
- Выразительность. Эмоциональная насыщенность, богатство и разнообразие языковых средств.
Внимание
Внимание – это избирательная направленность восприятия на определенный объект. Оно очень тесно связано с памятью (некоторые когнитивисты полагают, что это вообще одно и то же), а также с волей.
С помощью воли человек может изменить свое отношение к предмету и сознательно осознавать его, т е отделить его от остальных. Осознанность помогает человеку ориентироваться в окружающем мире.
К характеристикам внимания относятся: объем, направление, концентрация, распределение, интенсивность, изменчивость и устойчивость.
Психические эмоциональные процессы
Рассмотрим каждый процесс отдельно.
Чувства
Чувство – эмоциональный процесс для человека, отражающий субъективное оценочное отношение к абстрактным или реальным предметам. Эмоции проявляются у людей по-разному, поскольку на них влияет собственный набор индивидуальных особенностей и черт личности. Необходим для общения, дружбы и понимания других людей.
Эмоциональные характеристики:
- Содержание: отражение различных сторон, особенностей значения предметов, их обуславливающих.
- Стеничность: стенические чувства мобилизуют силы человека, побуждают его к активной деятельности (ненависти, любви). Астенический парализует и расслабляет (презрение и страх).
- Интенсивность: сила эмоции.
- Валентность: приятные, неприятные и двойственные чувства.
Эмоции
Эмоции отражают субъективно-оценочное отношение к предметам, явлениям, ситуациям и людям. С помощью воли человек может вызвать любое чувство, которое он считает необходимым.
Свойства эмоций полностью совпадают со свойствами эмоций.
Стресс
Стресс – это совокупность адаптационных реакций психики на стрессоры.
Различают положительный (эустресс) и отрицательный (дистресс) стресс. Разница в интенсивности: чем больше ее в психике, тем хуже.
Аффекты
Аффекты – эмоциональные процессы взрывного характера. Во многих случаях их считают негативным проявлением психики, но в угрожающей ситуации они могут спасти жизнь.
Психические волевые процессы
Рассмотрим каждый процесс отдельно.
Постановка цели
Постановка целей – это процесс выбора одной или нескольких целей. Тесно связан с силой воли и эмоциями.
Воля
Воля – это способность человека принимать решение на основе мыслительного процесса и направлять свои действия и мысли в соответствии с принятым решением.
Как следует из определения, воля тесно связана с мышлением и принятием решений. Но кроме этого без него невозможны сознательное внимание и развитая память.
Принятие решений
Принятие решения — это умственный процесс, который характеризуется использованием силы воли для постановки цели и твердым намерением ее достичь.
Развитие психических процессов
Говоря о развитии психических процессов у детей, прежде всего различают возрастную группу.
С 2 до 6 лет у ребенка происходит формирование психических процессов. Родители могут повлиять на это, если обучат их. Вот несколько упражнений, которые вы можете дать своим детям:
- Положите на стол несколько игрушек. Ребенок должен запомнить свое местонахождение и присутствие. Затем он закрывает глаза, и вы убираете или перемещаете один из них. Он должен сказать, что изменилось.
- Когда ребенок освоит это упражнение, усложните его. Уберите 2–3 игрушки.
- Для развития мышления подойдет следующая игра: разложите перед ребенком четыре картинки, три из которых относятся к определенной теме. Ребенок должен угадать, какой из них лишний.
- Во время похода в магазин дайте ребенку на запоминание список продуктов (сначала 3-4). В магазине ему приходится их запоминать (тренируется долговременная память).
Если вашему ребенку 7-8 лет, он должен уметь:
- Найдите 10 отличий между предметами.
- Выполняйте задание, не отвлекаясь, около 15-20 минут.
- Точно скопируйте движение или рисунок.
- Выполняйте задания самостоятельно по предложенной модели.
- Мог найти те же предметы.
- Уметь выстроить последовательность событий и составить связный рассказ по картинкам.
- Постройте логический ряд из определенной группы объектов.
- Повторите дословно предложения, состоящие из 7-8 слов.
Психические процессы взрослого человека формируются в 16 лет. Но это не значит, что их нельзя тренировать и совершенствовать. На самом деле мышление можно и нужно развивать на протяжении всей жизни. В заключение мы предлагаем вам выбрать один из наших курсов (или все):
- Развитие памяти
- Логическое мышление.
- Эмоциональный интеллект.
- Когнитивная наука
Также обязательно потренируйтесь, решая задачи из нашего раздела «Игры, головоломки и развлечения».
Желаем вам удачи!