Кризисы возрастного развития

Мы все слышали о переходном периоде и кризисе среднего возраста. И все мы примерно представляем себе, как проявляются эти явления. Кто-то знает это на собственном опыте, а кто-то знает на примере детей, друзей, коллег и детей друзей и коллег.

Возрастные кризисы развития: как они проявляются и как их преодолеть?

Однако мало кто ясно понимает, что кризисных периодов в жизни человека на самом деле гораздо больше, чем два. И если одни кризисы возрастного развития человека проявляются ярко и доставляют много неприятностей самому человеку и окружающим его людям, то другие не столь болезненны и заметны.

У вас есть шанс легко пережить все кризисы возрастного развития личности или даже вообще их не заметить, если заранее пройти наши программы самопознания и когнитивных наук. Но даже если вы просто узнаете, что такое возрастные кризисы в психическом развитии человека, и узнаете, когда они могут наступить, вы уже будете к ним готовы.

Как говорится, «предупрежден, значит, вооружен». Поэтому сегодня мы разберем понятие возрастного кризиса развития, узнаем, как его пережить самому и как можно помочь пережить его близким. А также узнаем, какие периоды кризисов с возрастным развитием характеризуют исследователи, в разное время занимавшиеся этой проблемой.

Взгляды разных исследователей на проблему возрастных кризисов развития несколько различаются, что вполне логично: люди также отличаются друг от друга, поэтому возрастные кризисы могут переживаться по-разному и в разные периоды жизни. Мы познакомим вас с основными точками зрения и понятиями в этой области, и скорее всего вы найдете то, что лучше всего отражает ваше состояние. Начнем с общего определения.

Что такое кризис возрастного развития

Возрастной кризис развития – это ситуация, когда ранее установившаяся устойчивая функция личности по различным причинам нарушается и личность постепенно переходит на новый этап своего развития. Как и любое другое кризисное явление, кризисы возрастного развития личности возникают при накоплении определенного количества изменений, когда функционирование системы в прежнем режиме невозможно и появляется объективная потребность в изменениях.

Любые изменения требуют времени, и возрастной кризис не является исключением. В идеале все возрастные кризисы психического развития человека длятся от нескольких месяцев до года и заканчиваются адаптацией ко всем произошедшим изменениям. Если человек не может справиться с этим самостоятельно и/или с помощью близких, может потребоваться помощь психолога.

В наиболее тяжелых случаях, когда человек с изначально неустойчивой психикой переживает кризис, возрастной кризис может спровоцировать психологические и даже психические расстройства, справиться с которыми могут только психотерапевты и психиатры. Такое случается редко, и в принципе здоровый человек вполне способен справиться с этим недугом.

Но справиться будет легче, если знать, когда ожидать следующего кризиса у себя, близкого человека или ребенка. Учитывая, что дети по объективным причинам являются наиболее уязвимой категорией, начнем с рассмотрения кризисов детского развития.

Лев Выготский: кризисы возрастного развития детей

Первым в психологии, кто обратился к теме возрастных кризисов развития как к самостоятельной, самодостаточной и нуждающейся в профессиональном исследовании, был русский психолог и педагог Лев Семенович Выготский (1896-1934). Многие научные концепции Выготского актуальны и по сей день, на их основе строятся существующие методы обучения. В контексте сегодняшней темы нас больше всего интересуют кризисы возрастного развития детей, которые были выявлены и описаны Львом Выготским [Л. Выготский, 1984].

Кризисы возрастного развития детей (по Выготскому):

  • Неонатальный кризис, отделяющий внутриутробный этап развития от младенческого возраста.
  • Кризис первого года жизни, отделяющий младенчество от раннего детства.
  • Кризис 3-х лет, который символизирует переход в дошкольный возраст.
  • Кризис 7-летнего возраста, символизирующий переход от дошкольного к школьному возрасту.
  • Подростковый кризис 13 лет.

Напомним, что пик научной деятельности Выготского, все его научные разработки пришлись на 20-30-е годы прошлого века и были отражением сложившейся в то время ситуации в обществе. Сегодня дети могут пойти в школу с 6 лет, следовательно, кризис, символизирующий переход от дошкольного к школьному возрасту, наступает раньше и во многом зависит от степени психологической готовности к школе.

Общество стало более неоднородным в социальном плане, поэтому молодежный кризис не обязательно произойдет именно в 13 лет. Некоторые «слетают с катушек» уже в 12 лет, а некоторые спокойно могут «дойти» до 15 лет и без происшествий пережить все подростковые гормональные бури.

Так или иначе, возрастные кризисы и ситуация социального развития тесно связаны между собой. И это очень тонкий момент. Если внешняя ситуация меняется во время ранних кризисов возрастного развития детей, речь идет о внутренних изменениях молодежи. Так вы вполне четко сможете проследить момент, когда ребенок сделал первый шаг, сказал первое слово. Еще более четкую хронологию имеют последующие события, когда ребенок пошел в детский сад, а затем в школу.

Что касается подростка, то он еще продолжает ходить в школу, общаться с друзьями, может быть, заниматься в спортивной секции или творческой студии. Но в подростковом возрасте начинается глобальная перестройка организма, прежде всего гормональная, которая «накладывается» на объективный процесс эмоционального взросления.

В этот момент происходит переоценка ценностей, появляется большее, чем раньше, стремление к самостоятельности, которое может перерасти в бунт, если взрослые начнут чрезмерно вмешиваться в те стороны жизни ребенка, за которые он может и должен нести самостоятельную ответственность. Например, выбор друзей, увлечений, будущей профессии и т д. В любом случае каждый период детства имеет свою ведущую деятельность.

Алексей Леонтьев: ведущая деятельность и возрастные кризисы развития

Русский психолог Алексей Леонтьев (1903-1979) напрямую связал понятия ведущей деятельности и возрастных кризисов в развитии ребенка. По сути, именно он ввел в научный оборот такое понятие, как «ведущий вид деятельности». Это означает, что деятельность ребенка, развитие которой предопределяет важнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях его личности.

Соответственно, со сменой ведущей деятельности происходит и переход на следующую ступень развития, и если по каким-либо причинам переход затруднен или не состоялся, можно говорить о кризисе.

Опять же, для раннего детства такие переходы ярко выражены. Так, если основная деятельность малыша – это есть и спать, то малыш постарше уже изучает окружающий мир, дошкольник играет со сверстниками и общается с воспитателями детского сада, а список обязанностей современного школьника часто раздражает даже успешных менеджеры среднего звена.

Следует отметить, что пик научной деятельности Алексея Леонтьева пришелся на послевоенные годы, а в 1940-1960-е годы само понятие «кризис» было наделено сугубо негативным смыслом. По отношению к детскому возрасту Леонтьев различал кризисы 3 и 7 лет, подростковые и юношеские кризисы. Все связаны со сменой ведущей деятельности, причем не обязательно формального плана.

Итак, если с посещением детского сада и школы в 3 и 7 лет все готово, для подростка при формально неизменных обстоятельствах приоритетом становится дружба и общение со сверстниками, а в подростковом возрасте — отношения с противоположным полом и потребность в них профессионально решить.

Алексей Леонтьев трактует кризис как следствие несостоявшегося во времени перехода. Иными словами, не может быть кризиса как такового в моменты перехода, если воспитание и психологическое развитие ребенка и молодого человека являются контролируемым процессом, а взрослые могут тактично направить энергию ребенка в нужное русло. Подробнее об этом можно прочитать в книге «Проблемы развития психики» [А. Леонтьев, 2020].

Даниил Эльконин: «большие» и «малые» кризисы возрастного развития

Весьма интересна периодизация возрастных кризисов развития у детей, предложенная российским психологом и педагогом Даниилом Элькониным (1904-1984). Несмотря на то, что его периодизация во многом основана на исследованиях Выготского, Эльконин описал множество принципиальных моментов.

«Кризисная структура», предложенная Элькониным, предполагает деление на эпохи развития, которые, в свою очередь, делятся на периоды. Переходы от эпохи к эпохе сопровождаются «большими» кризисами, а переходы между периодами — «малыми» кризисами. Приход человека в этот мир знаменуется неонатальным кризисом, и тогда жизнь ребенка делится на 3 эпохи и 6 периодов.

Период раннего детства (до 3 лет):

  • Младенчество (2-12 месяцев) и «малый» кризис первого года жизни, когда ребенок начинает ходить и познавать окружающий мир.
  • Ранний возраст (1-3 года) и «большой» кризис 3 лет, когда закрепляется самостоятельность ребенка, который кратко можно описать словами «Я сам».

Эпоха детства (от 3 до 11 лет):

  • Дошкольный период (3-7 лет) и «маленький» кризис (6-7 лет), предопределенный началом школьного периода жизни.
  • Период младшего школьного возраста (7-11 лет) и «большой» кризис после него, когда перестраиваются отношения со старшими и появляется первое ощущение «взрослости».

Подростковый возраст (от 12 до 17 лет):

  • Период среднего школьного возраста (12-15 лет) и «маленького» кризиса (15 лет), когда формируется собственная личность, собственное «Я» и самосознание.
  • Старшая взрослая жизнь (15-17 лет) и «большой» кризис (17 лет), знаменующий конец подросткового возраста и начало взрослой жизни.

Возможно, такое деление по периодам у кого-то вызовет сомнения, но это точка зрения ученого. Помните, что мы обещали вам ознакомиться с разными взглядами на проблему. Более детально изучить кризисы возрастного развития поможет таблица, составленная по работам Эльконина:

Кризисы возрастного развития

Обратите внимание, что у Эльконина есть такое понятие, как «новообразования периода». Это те самые изменения, которые, накопившись до критической массы, делают невозможным функционирование личности в прежнем формате и объективно требуют изменений и выхода на новый уровень.

Отметим также, что Даниил Эльконин постулирует концепцию ведущего вида деятельности, и предстоящие кризисы возрастного развития во многом связаны со сменой ведущего вида деятельности. Желающим глубже разобраться в концепции Даниила Эльконина рекомендуется изучить его «Избранные психологические труды» [Д. Эльконин, 1989].

Как мы отмечали ранее, возрастные кризисы ждут не только детей и молодежь, но и взрослых. Давайте обсудим этот аспект темы.

Дэниел Левинсон: кризисы возрастного развития личности

Американский психолог Дэниел Левинсон (1920-1994) сосредоточил свое внимание на изучении кризисных периодов в жизни взрослого человека. В целом Левинсон выделяет 4 этапа человеческой жизни:

  • До 17-22 лет – «предвзрослость».
  • До 40-45 лет – этап «ранней» взрослости.
  • До 60-65 лет – этап «средней» взрослости.
  • После 60-65 лет – этап «поздней» взрослости.

Как видите, границы несколько размыты и условны, ведь все люди разные и проходят этапы жизненного пути по-разному. Тем не менее, общие закономерности наблюдаются практически у каждого, и решающее значение имеют именно моменты перехода от одного жизненного этапа к другому.

Возрастные кризисы развития (по Левинсону):

  • В период перехода к «ранней» взрослости.
  • При переходе к 30-летнему рубежу (примерно в 28-33 года).
  • Период перехода к «средней» взрослости (около 40-45 лет).
  • При переходе к 50-летнему рубежу (ок. 50-55 лет).
  • Период перехода к «поздней» взрослости (около 60-65 лет).

В понимании Левинсона кризисы возникают только тогда, когда в какие-то переходные моменты у человека возникают концептуальные трудности. Например, если происходит переоценка ценностей, жизненных ориентиров или крушение юношеских надежд.

Интересно, что Дэниел Левинсон изучал кризисы возрастного развития мужчин и женщин отдельно. Так он пришел к выводу, что у женщин кризисы в меньшей степени связаны с возрастом, чем у мужчин. Но для женщин кризисы больше связаны с такими событиями, как замужество, рождение детей, разлука с родителями, особенно с матерью.

Вы можете увидеть разницу более четко, прочитав «Времена года мужской жизни» [Д. Левинсон, К. Дэрроу, 1979]. Помимо книги «Времена года женской жизни» [Д. Левинсон и др., 1996]. Между прочим, исследования Левинсона вдохновили многих последователей, которые взялись за изучение этой темы.

Гейл Шихи: кризисы возрастного развития и немного автобиографии

Самым ярким сторонником идей Левинсона можно считать американскую писательницу, исследовательницу и журналистку Гейл Шихи. Она решила проверить идеи Левинсона в своей автобиографии и пришла к выводу, что они во многом подтвердились.

Результатом обширного изучения ее биографии, а также биографий многих других людей, с которыми ее связывала журналистская деятельность, стали полтора десятка книг, самой известной из которых в русскоязычном сегменте является книга «Возраст» кризисы» [Г. Шихи, 1999]. А уточненная версия «критической периодизации» такова:

  • Кризис «отделения» от родителей (20-22 года) и переход к «ранней» взрослости, когда происходит осознание своих жизненных и профессиональных планов и создание семьи.
  • Это тревожит кризис 30-летия и переход к «средней» взрослости, связанный с анализом разрыва между желаемым и действительным, коррекцией жизненных планов, переоценкой ценностей.
  • Период после 30 лет наполнен заботой о материальном благополучии, реализации карьерных устремлений, формировании социальных связей.
  • Кризис среднего возраста, он же кризис 40-летия, он же «кризис среднего возраста», сопровождающийся разломом внутреннего мира и изменением отношения к окружающей действительности.

В этой классификации, как видите, моменты кризиса и периоды относительной стабильности несколько смешаны, но в целом исследование можно признать весьма интересным.

Эрик Эриксон: «кризис идентичности»

И, наконец, большой вклад в изучение кризисов возрастного развития человека внес психолог и психоаналитик Эрик Хомбургер Эриксон (1902-1994). Он ввел в научный оборот такое понятие, как «кризис идентичности».

Под этим понятием понимается состояние человека, когда он ищет свое место в жизни, пытается реализовать свою роль, миссию и предназначение в обществе. Это состояние сопровождается утратой прежнего понимания собственной идентичности и по сути является кризисом. Однако сам Эриксон предпочитает рассматривать эту тему несколько шире.

Стадии идентичности (по Эриксону):

  • До 1 года – кризис первого года жизни и «поиски» ответа на вопрос «Можно ли доверять миру?»
  • От 1 до 3 лет – попытки отстоять свою самостоятельность, заканчивающиеся формированием либо самостоятельности, либо нерешительности в зависимости от действий взрослых.
  • С 3 до 6 лет – социализация, формирование навыков взаимодействия в детском коллективе, в результате чего формируется либо инициатива, либо вина, если ребенок постоянно замыкается в себе.
  • С 6 до 12 лет – приобретение навыков приобретения знаний и дальнейшей социализации, когда в зависимости от успехов и результатов формируется либо самодостаточность и уверенность в себе, либо сомнения в собственных силах и способностях.
  • От 12 до 19 лет – смешение идентичностей и поиск ответов на вопрос «Чего я хочу?» в сочетании с поиском будущего профессионального и жизненного пути, определением своей роли по отношению к противоположному полу.
  • С 20 до 25 лет – формирование умений строить близкие отношения, достигать эмоциональной близости, где результаты в этой области предопределяют либо дальнейшую изоляцию, либо успех в построении личных отношений.
  • С 26 до 64 лет – зрелость, то есть жизнь со всеми атрибутами взрослости. В зависимости от того, как человек реализует себя в личной и профессиональной жизни, зависит, достигнет ли он целей или будет топтаться на месте.
  • Через 65 лет — анализ пройденного жизненного пути и то ли чувство целостности, то ли отчаяние.

Подробнее об этапах формирования идентичности Эриксона можно прочитать в его книге «Идентичность: молодость и кризис» [Э. Эриксон, 1996]. Также очень интересен в этом отношении его труд «Детство и общество» [Э. Эриксон, 1950]. Однако еще интереснее узнать, как преодолеть кризисы старения.

Как преодолеть кризисы возрастного развития

Теперь, когда вы уже знаете, как проявляются кризисы в разные периоды и когда они могут возникнуть, вы уже на полпути к преодолению последствий. По крайней мере, можно не нервничать, не понимать, что с тобой не так и откуда берутся грустные мысли на фоне относительного благополучия, когда еще вчера все казалось нормальным, приемлемым и даже классным, а сегодня уже не удовлетворяет слову «полностью».

Теперь, когда вы имеете представление о том, как могут проявляться кризы у детей в любом возрасте, и знаете, что это вполне естественный процесс, вы можете не переживать, что с ребенком что-то не так. А это значит, что нельзя тратить силы на ненужные переживания и стрессы и сосредоточиться на решении проблемы на выгоде.

Поскольку дети более уязвимы к жизненным невзгодам, успешное преодоление кризисов является в первую очередь заботой родителей. Давайте посмотрим, как психологи рекомендуют помочь ребенку преодолеть возрастной кризис [Н. Визер, 2019].

Топ-7 правил выхода из кризиса у детей:

  • Предоставьте детям выбор в повседневной жизни: какими игрушками играть, какую одежду носить по сезону, с кем дружить.
  • Хвалите детей, в том числе и за мелкие достижения: нарисовал картинку, научился завязывать шнурки, выступил на утреннике в детском саду.
  • Дайте детям небольшие задания: полейте цветы, подметите пол, дети постарше выгуляют собаку и сходят за хлебом.
  • Всегда сохраняйте выдержку и юмор, умейте переводить неприятные ситуации в шутку, но при этом не высмеивайте детей.
  • Минимизируйте запреты: лучше создать для совсем маленьких детей безопасную домашнюю обстановку, когда невозможно дотянуться до розетки, порезать, проткнуть и сломать предметы.
  • Вина и наказание должны быть тесно связаны, наказание должно быть ясным, понятным и справедливым: если потянуть кошку за хвост, останешься без сладостей и т д.
  • Оценивать только поступки и действия детей, а не самих детей: выражения типа «Ты что, дурак?!», «Да у тебя ничего не получится!», «Не с твоей удачей» и другие недопустимы.

Тем, кто нуждается в более подробных разъяснениях каждого элемента или хочет подробнее изучить рекомендации для конкретного детства, можно порекомендовать статью «Детские возрастные кризисы: к чему готовиться?» [Источник, 2018].

Там можно найти, например, советы, как бороться с детскими истериками: ни в коем случае не потакайте, не давите эмоционально, не ругайте ребенка, а постарайтесь отвлечь внимание на что-нибудь другое. Когда ребенок уже успокоился, спокойным голосом объясните, почему нельзя купить ему еще одну игрушку, позволить кинуть в собаку камень, прыгнуть с разбега в грязную лужу.

Посмотрим теперь, как взрослые люди переживают трудный кризисный этап своей жизни [Э. Лебедева, 2020].

Как справиться с кризисом возрастного развития взрослому человеку:

  • Обратитесь к врачу – терапевту, эндокринологу, неврологу. Часто депрессия, перепады настроения, неудовлетворенность жизнью определяются проблемами со здоровьем, в том числе гормональным дисбалансом, функцией щитовидной железы, надпочечников. Все это напрямую влияет на психологическое состояние.
  • При условии тщательного анализа окружающей действительности: что для вас хорошо и за что вы можете быть благодарны судьбе, что пока не очень хорошо и как потенциально можно это исправить, что для вас действительно важно и ценно в жизни , и что смело можно отнести к «навязанным ценностям».
  • Ни в коем случае не вините себя в сложившейся ситуации: просто примите кризис, если он случился, поймите, что каждый человек имеет право на ошибки, если вы вдруг обнаружите их в своих прошлых действиях в ходе анализа и размышлений, научитесь состраданию к себе.
  • Потакайте своим желаниям и мелким слабостям: не отказывайтесь от поездки на генеральную уборку, не отказывайтесь от встречи с друзьями, если вас зовут, сходите в бассейн, если давно хотите поплавать в свое удовольствие. Минимальные навыки тайм-менеджмента позволят легко «вписать» удовольствия в ежедневный график без ущерба для бизнеса.
  • Не стесняйтесь просить помощи и моральной поддержки у близких людей: друзей, супруга, жены, родителей. Иногда даже простое общение и возможность «выговориться» облегчают душу. И когда мы говорим и высказываем свои проблемы, мы вынуждены их структурировать, что помогает быстрее найти решение.
  • Ответьте себе на вопрос: что бы вы посоветовали своему лучшему другу, если бы он обратился к вам с такой проблемой, как у вас сейчас? Вполне возможно, что советы могут быть вам полезны.
  • Обратитесь к психологу, если собственных сил справиться с ситуацией недостаточно. А даже если и достаточно, одна голова хорошо, а две лучше, а хороший психолог всегда может подсказать что-то дельное и сэкономить вам время на выход из кризиса.

Отдельно стоит упомянуть, что делать, если с вашей второй половинкой случился возрастной кризис. Здесь главное внимание, такт и элемент сострадания, чтобы совместными усилиями вы обязательно преодолели кризис [Э. Лебедева, 2020].

Как помочь супругу справиться с кризисом:

  • Воздержитесь от обвинений своего партнера.
  • Помните, что каждый имеет право на свои чувства.
  • Уважайте личные границы, дайте партнеру возможность побыть одному, если ему это нужно.
  • Не давите на себя советами, если вас об этом не просят.
  • Поддержите партнера морально, хотя бы словами «Я вижу, что тебе трудно, могу ли я тебе чем-то помочь?»
  • Окажите помощь, если вас попросят.
  • Проявите заботу, если вы твердо убеждены, что именно такая форма заботы сейчас нужна вашему партнеру.
  • Продолжайте заботиться о себе, ведь вам понадобятся душевные силы, чтобы оказать эффективную поддержку партнеру.
  • Помните, что отношения в будущем во многом зависят от выбранной вами стратегии поведения.

Неосторожное слово, необдуманное действие в тот момент, когда человек и так в такой плохой форме, могут серьёзно ухудшить ситуацию. Но сдержанная и тактичная поддержка поможет преодолеть любые невзгоды. Помните об этом и всегда любите друг друга!

Итак, это самые важные и интересные разработки по проблеме возрастных кризисов развития, с которыми мы хотели бы вас познакомить. Напоминаем, что все эти кризисы можно пройти совершенно безболезненно, а то и вовсе не заметить, если подходить к жизни осознанно и вовремя корректировать свой жизненный путь. Этому вы можете научиться на наших программах «Самопознание» и «Когнитивистика», куда мы вас приглашаем, ведь там всегда интересно.

Оцените статью
Добавить комментарий